Несмотря на то, что я открыто выражаю недовольство в адрес авторов линейки учебников по иностранным языкам для школ с углублённым изучением, в них плохо не всё. Просто, есть более или менее удачные. Начальная школа, к примеру, даже хороша. 8-10 классы замечательные. Огрехи есть, но куда же без них! 5 класс на грани провала. Учитель без опыта не разберётся и со 100 граммами. 6-7 классы так себе, очень средненькие. Доработка учителя требуется.
Я это к чему? К тому, что авторы учебников для 11 класса по французскому языку, помимо анализа устаревших текстов, предлагают философские темы для обсуждения. Откуда они взялись - сложно сказать. Но это то, на что я всегда трачу время с удовольствием.
Целей всегда несколько. Помимо профессиональных, присутствует личный интерес.
Дети - подростки - они всё- таки другие, они всё видят и слышат, только реагируют на происходящие в стране и в мире события не так категорично, как взрослые. По- прежнему видят своё будущее светлым. Строят большие планы на жизнь. Верят в свои возможности и силы. Доверяют этому миру.
Они такие же открытые и искренние, как и те, другие, которых я учила 15 лет назад. Они такие же доверчивые и добрые.
Во многом похожи на тех, которые были раньше, но они всё же другие.
Те, которые раньше, они мечтали вслух, на уроках.
Отлично помню двух своих выпускниц, одна из которых мечтала выйти замуж за французского парня с приданым в виде симпатичного предместья, другая считала дни до своего совершеннолетия, чтобы... тоже выйти замуж!
И одна, и вторая осуществили свои девичьи мечты.
Сегодняшние выпускники, они другие, романтики в разы меньше. Не уверена, что она в принципе присутствует. Слушаю их рассуждения на тему "Важности самореализации в жизни человека и что такое успех" и диву даюсь. Поражаюсь нам, взрослым, как мы позволили навязать подросткам следующие постулаты:
- успех - это престижная работа.
- престижная работа всегда высокооплачиваемая.
- успех - это уважение на работе.
- успех - это карьера.
Ни слова о семье, о детях.
Интересуюсь областями в которых можно достичь успеха. Получаю ответ вполне себе ожидаемый:
Программист, банковский служащий, международник, журналист, менеджер.
В списке востребованных сегодня профессий пока не все "пустые", то есть те, которые НИЧЕГО НЕ СОЗДАЮТ.
Спрашиваю какими путями можно достичь желаемого успеха?
Ответ: тяжёлым трудом.
Предлагаю вместе посчитать трудоёмкость достижения успеха в работе:
17-18 лет выпускник школы +
5-7 лет обучения в ВУЗе+
5-10 лет опыт работы=
27-35 лет - оказываешься перед выбором: Семья? Престижная работа?
Дальше уже не считаем. Зато возникает цепочка следующих вопросов:
- Когда жить?
- Когда заниматься творчеством, на которое не было времени из- за вышеперечисленного?
- Когда любить, если выбрал карьеру?
- Когда рожать и растить детей?
Уточняю ещё раз по поводу "тяжело трудиться" в ущерб любимым занятиям.
Выясняем, что в каждой семье есть люди, которые работают годами, не покладая рук, в надежде, что заработают много, то есть станут успешными (для нынешних подростков здесь знак равенства), но почему-то этого не происходит.
Оказывается, много трудиться не означает "выбиться в люди". В последнее время это означает прокормить себя и свою семью.
Мне до слёз жалко нынешних выпускников, мечты которых сводятся к поступлению в высшие учебные заведения, по окончании которых они обязательно обретут высокооплачиваемую должность и признание.
А если не обретут? Не поступят? Не реализуются? Что тогда?
В КИМах ЕГЭ по французскому языку, в творческой части экзамена, уже имеют место быть задания с формулировками типа: "Нужно ли сегодня высшее образование?". Ребёнку требуется поразмышлять на эту тему.
Искусственный Интеллект (ИИ) стоит на пороге. Пока что - по ту сторону двери.
А если открыть дверь настежь ?