Самооценка – это оценка своих возможностей, представление о важности своей личности среди других людей, оценивание собственных чувств и качеств.
У обучающихся начальных классов могут проявляться все виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная.
На формирование самооценки у младшего школьника оказывает большое влияние такие факторы, как: отношение окружающих и осознание школьником своих способностей и особенностей деятельности.
У обучающихся начальной школы самооценка продолжает формироваться и исправляться под влиянием педагога. В начальных классах ведущей деятельностью является учеба. Опираясь на оценку учителя, дети делают вывод о том, какая у них успеваемость, и при этом они будут наделять себя и своих сверстников определенными качествами.
Главная задача учителя в этот период научить своего ученика видеть и понимать себя, сравнивать свои действия с действиями других людей, согласовывать желания с желаниями окружающих. То, как оценивает учитель ученика влияет на то, как оценивает себя ребенок.
Для развития адекватной самооценки необходимо создавать вокруг младших школьников зону психологического комфорта, повысить психическую активность, обеспечить настроенность на решение поставленной задачи, учителю и родителям давать положительную оценку деятельности ребенка, при необходимости указывать на ошибки, но через положительные оценки и аргументированные пояснения, почему деятельность была недостаточна, хороша или вовсе неправильна.
Особенностью самооценки младшего школьника является то, что они могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого. Данный период является сенситивным для формирования самооценки.