Найти в Дзене
Moscow Meltdown

Рецензия: SLOVO MIRA - Белая ночь (2023)

Автор: Николай Чувиков

Не раз и не два я читал мнения о том, что музыка - это просто развлечение, и что в ней в принципе не стоит искать какого-либо высокого смысла или потаённых глубоких истин. И, если рассматривать музыку в её базисе, то она действительно не имеет смысла и является лишь досугом - времяпрепровождением, которое помогает человеку справиться со скукой. Так было на заре возникновения музыки, и так есть сейчас. Однако человек - существо изобретательное и наделённое сложным мыслительным аппаратом, и именно поэтому он рано или поздно стал наделять музыку дополнительными смыслами. Музыка стала не просто развлечением, а выражением творческого потенциала, сакральным мистическим заклинанием и гимном, который двигает нас вперёд по дороге жизни. Человеку в принципе свойственно наделять бессмысленные проявления бытия смыслом, и музыка не стала исключением. Так что даже если «Белая ночь», а то есть новый альбом от фантастического проекта Слово Мира, и является по сути своей работой развлекательной, я вижу в нём нечто большее. Что именно? Давайте попробуем разобраться.После первого же прослушивания «Белой ночи» мне стало ясно, что именно на этом лонгплее Слово Мира достигли своего творческого пика. Это непередаваемо красивый альбом, который работает сразу на нескольких эмоциональных уровнях и восхищает как своим размахом, так и уникальным чувством меры. Если прошлым альбомам проекта местами недоставало динамики (хотя при этом я не уверен, что музыканты её добивались), то «Белая Ночь» захватывает слушателя буквально с половины оборота ключа зажигания и не отпускает его до финального аккорда визжащих тормозов. И это при том, что стилистическая формула Слова Мира осталась практически без изменений: это уникальный микс народной музыки (самым выразительным инструментом является балалайка), психоделики (сказывается участие идейных вдохновителей IWKC и The Legendary Flower Punk), космического рока и прогрессива (а куда без него). Однако на «Белой Ночи» нельзя не заметить значимое нововведение - многие инструментальные сегменты имеют ярко выраженный джазовый характер, и это заметно как в ритм-секции, так и в изобретательных гитарных партиях. Невольно начинаешь думать, что на Слово Мира оказали влияние представители Кентерберийской Сцены (Caravan, Soft Machine…), и это не может не радовать. Верю, что именно этот джазовый паровоз и придал альбому ту самую динамику, а вместе с ней и по-настоящему стильное звучание.

На концепцию альбома намекает его название, а также названия самих композиций. Фактически, на лонгплее представлены всего две полноформатные песни, продолжительность которых, как мы любим, переваливает за тридцать минут (правда на этот раз музыканты решили смилостивиться над своими слушателями и разделили треки на множество сегментов средней продолжительности - очень мудрое решение) - это «Валаам» и «Онега». Думаю, вы уже поняли, о каких именно местах силы идёт речь - соответственно, об острове Валаам в северной части Ладожского озера и Онежском озере (Онега - это город, но почему-то мне кажется, что речь идёт не о нём).

Если говорить о «Валааме», то я сразу же могу сказать, что Слово Мира идеально передали атмосферу и настроение этого места. Это буквально воплощенные в музыке эмоции - те самые, когда сердце замирает, а грудь переполняет тёплый и благостный восторг перед великолепием природы. Некоторые места на нашей планете будто бы специально созданы для того, чтобы ими восхищались, и больше всего это чувствуется именно на Валааме. И это слышно в самой композиции - хрупкой, утонченной, но при этом торжественно красивой и сакрально загадочной. Особенно хороши Срединные сегменты «Валаама», где на передний план выходит расслабленный и гулкий бас, а дирижёрскую палочку берёт в руки тот самый, уже упомянутый мной, джаз.

«Онегу» мне немного сложнее оценить с точки зрения эмоций, так как я никогда не был на Онежском озере, а вот в плане композиционной составляющей она понравилась мне чуть меньше чем «Валаам». При этом стоит уточнить, что композиция эта также выполнена на фантастически высоком уровне, но мы же тут с вами в сравнилки играем, так что вынуждены делать выводы. Настрой здесь немного более мрачный и космический, а местами начинает казаться, что Слово Мира пытаются перенести слушателей во время язычества и ведунов. Оно и неудивительно, ибо даже в 16 веке отец Макарий, новгородский архиепископ, посещавший Онежское озеро для миссионерских целей, писал в Москву следующее: «Суть же скверные мольбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы... и жертву приношаху кровную бесом: волы и овцы и всяк скот и птица». Слушая же «Онегу», невольно чувствуешь, что дух древних богов так и не ушёл из этих сказочных мест даже в наш с вами 21 век. Здесь особо рекомендую обратить внимание на гитарные партии - их космический и психоделический настрой засасывает слушателя в водоворот эмоций и отравляет его разум в умопомрачительное путешествие по человеческому подсознанию.

Enough. Иначе вам просто-непросто неинтересно альбом будет слушать. Лично для меня «Белая ночь» с первого же прослушивания стал лучшим и любимым альбомом Слова Мира, причём за счёт своих концепции и атмосферы. Профессионализм же музыкантов не вызывает никакого сомнения, и они не разочаровывают ни на секунду. Слово Мира в очередной раз поддерживают свой статус одного из самых оригинальных проектов современной российской рок-сцены, а красота их музыки достигает просто невероятных высот.

Понравилась рецензия? А я ещё и книги пишу! Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonech
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/

#slovomira #словомира #белаяночь #psychedelicrock #folkrock #jamband #Россия