Найти тему

Самый первый русский диссидент и Польша

30 апреля 1564 года князь Андрей Михайлович Курбский, обвиненный царем Иваном Грозным в государственной измене, бежал в Литву.

Он долгое время был одним из ближайших приближенных Грозного. Входил в кружок сподвижников царя – Избранную раду, наряду с Алексеем Адашевым и священником Сильвестром, автором «Домостроя».

П.В. Рыженко. Портет князя Андрея Курбского. 2009 г.
П.В. Рыженко. Портет князя Андрея Курбского. 2009 г.

Но позднее, после ареста Адашева, Курбский понял, что его ждет такая же участь, и бежал в Литву. В то время Польско-Литовское государство вело с Россией Ливонскую войну. Курбский даже участвовал в военных действиях на стороне врага. Потом он вступил в яростную полемическую переписку с Иваном Грозным. Изображал в крайне негативном свете политику царя и оправдывал собственную измену. Причем, его выступления в защиту православия как-то не вяжутся с тем, что он воевал на стороне католической Польши. И отстаивал он вовсе не общегосударственные интересы, а боярские привилегии. А ведь объективно: борьба Грозного с боярами и удельными князьями способствовала окончательному объединению Русского государства. Это происходило и в других странах. Вспомните хотя бы романы Дюма-отца, где он описывает борьбу королевской власти с Фрондой.

Например, Курбский говорит о старых порядках, когда царь правил страной при непосредственном участии «добрых советников». А Грозный на это возражает: «Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили»...

Историк В.О. Ключевский резюмирует: «Каждый из них твердит свое и плохо слушает противника. «За что ты бьешь нас, верных слуг своих?» — спрашивает князь Курбский. «Нет, — отвечает ему царь Иван, — русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи». В такой простейшей форме можно выразить сущность знаменитой переписки»...

Иные говорят, что Курбский – первый русский диссидент. Дескать, резал царю правду-матку. Но вообще-то диссидентом Курбского можно считать только имея воспаленное воображение. Служил-служил царю-батюшке и власти, а потом – бац! – и стал диссидентом. Как же это так? Диссидент – с латыни «несогласный». Кто никогда не изменяет своей совести и своим убеждениям. А тут получается, что Курбский сначала-то был «согласным». У него, наверно, совесть и убеждения эластичные, способные к мимикрии. Что ж это такие за убеждения, когда в них одновременно и смеркается, и заря занимается? Или диссидент – это правдоруб, чья позиция зависит от его отношений с властями, размеров гонорара и собственного благополучия?

А потом, как ни крути, этот «правдоруб» перешел на сторону врагов своей родины и всячески натравливал на нее поляков и литовцев. И вообще он жил по римскому принципу: ubi bene ibi patria – где хорошо, там и родина. Я бы даже сказал, что точнее всего для Курбского подходит: ubi panis ibi patria – где хлеб, там и родина. Ведь он получил от польского короля Сигизмунда II богатые подарки и земли, да и женился тоже весьма выгодно. Так что диссидентство Курбского не столь убедительно, как его тяга к деньгам и власти.