Сегодня расскажу, как можно использовать еду в обучении. 3 возможности, 3 уровня глубины, 3 степени связи с учебным процессом.
- Стандартные правила урока: пить можно, есть нельзя. А что будет, если учитель сам предложит детям что-нибудь вкусное?
Еда действует на мозг магически. Только представьте: на лекции преподаватель вас вдруг угощает домашним печеньем. Вы сразу начинаете испытывать симпатию к человеку, вас накормившему, да и к ситуации в целом. Я до сих пор помню, как в 11 классе наш учитель по физике в конце года принес на урок прощальный мешок карамелек. Сопли, слезы - и до сих пор масса приятных воспоминаний в связи с незадачливым мальчиком, который, как Сизиф, вынужден бесконечно таскать туда-сюда саночки с разной скоростью и разной нагрузкой.
Одна моя знакомая учительница по английскому использовала и вовсе запрещенный прием - если дети хорошо писали диктант, раздавала группе M&Ms. Результат? Дети полюбили диктанты:)
Я не призываю вас злоупотреблять таким видом позитивного подкрепления. Мешок карамелек - конечно, для исключительных случаев. Я предлагаю пойти дальше.
2. Этот же механизм можно использовать и в учебных целях. Простой лайфхак звучит так: если вы хотите, чтобы дети что-то лучше запомнили, “привяжите” на уроке еду к тому материалу, который вы даете.
Обычно это и вкусно, и весело. Не отказывайте себе в удовольствии - если проходите с детьми деление, не забудьте как-нибудь принести пиццу на урок, чтобы поразрезать ее всем классом. Если вы преподаете иностранный язык и у вас тема “Еда”, не упустите возможность что-нибудь материализовать из нужной вам лексики.
Важный момент: учебно-показательной еды должно хватать на всех. Уверяю вас, даже если вы, рассказывая на истории об основных продуктах питания древнерусских крестьян, принесете на урок нарезанную кусками репу, попробовать ее захотят даже те, кто репы в глаза не видел.
Но и это, как говорится, еще не все. Есть еще более эффективный способ использовать фактор еды в образовательном процессе.
3. Если вы делаете проект, и у вас есть возможность внедрить в него приготовление пищи, внедряйте. Чем больше, тем лучше. Пусть дети готовят! Сами, с вами, или с родителями.
Кулинария - понятный и знакомый всем вид человеческой деятельности, содержащий в себе огромный созидательный потенциал. Это даже удивительно, насколько круто кулинария срабатывает, если включать ее в учебу.
Поводов это осуществить - масса. Быт и культура любого народа в любое время. Сравнение обычаев у народов России. Изучение стран и национальных привычек. Виды растений. Влияние продуктовой корзины на состояние костей и зубов. История. Биология. Этнография. Литература. Что уж там говорить, изучать можно даже рацион пиратов, избегайте только рома и экспериментов с морскими свинками.
Все, что вы, как фонариком, высветите в теме через приготовление еды, останется в голове, даже если носитель головы к этому не стремится. А если говорить про количество позитива от уроков, на которые дети приносят что-то свое и угощают друг друга - сложно представить сопоставимый формат.
Попробуйте! Вам обязательно понравится:)
На фотографиях к этой статье - проекты “Страны” с кулинарным включением, разных лет и от разных классов. Каждый ребенок выбирал страну, которую потом представлял - с помощью плакатов, презентаций, национальной одежды - и, конечно, еды.