Найти тему
МАВИС

Петербург разбитых надежд: 5 несбывшихся архитектурных проектов Северной столицы

Оглавление

Мы могли бы слушать оперу на Марсовом поле, передвигаться по городу на наземном метро, восторгаться архитектурой новой Вавилонской башни в центре города и масштабами гигантского Ленин-маяка… Но этим амбициозным проектам не удалось сбыться. О том, что пошло не так, и как бы мог выглядеть Петербург при иных обстоятельствах – в нашем материале!

Театр оперы на Марсовом поле

После закрытия в 1884 году Большого (Каменного) театра Петербург нуждался в новом здании, предназначенном для оперы и балета. Был объявлен конкурс, по итогам которого в 1888 году одобрили роскошный проект Виктора Шрётнера.

Сооружение в эклектичном стиле планировали возвести в северной части Царицына луга (сегодня это Марсово поле). По задумке, форма здания напоминала корону, а фасад из бронзы и мрамора должен быть обращен в сторону Невы и контрастировать на фоне зелени Летнего сада. Что ж, не поспоришь, театр и правда мог стать архитектурной доминантой этой части города.

Проект предусматривал 7 лестниц, 13 выходов, оркестровую яму на 130 музыкантов с отдельно устроенным фойе. Помимо эстетики, была учтена и практическая сторона: строение планировали возводить из несгораемых материалов.

Театр был рассчитан на 2100 посетителей: 2070 мест отводилось для рядовых граждан и 30 - в ложах для вип-персон (для сравнения вместимость основной сцены БДТ - 750 человек, а Мариинского театра - 1110 посадочных мест).

Несмотря на то, что проект одобрили, он так и не был воплощен. Причина вполне предсказуема: на осуществление столь масштабной задумки у Петербурга просто не нашлось средств.

Наземное метро Балинского

В это сложно поверить, но петербургское метро могло стать не самым глубоким, а самым высоким! И перемещались бы мы над городом, любуясь его красотами… Неплохо, да? Все это имело шансы стать реальностью, но, к сожалению, дерзкая задумка Петра Балинского не была одобрена властями.

В 1898 году благодаря поддержке министра внутренних дел И. Горемыкина, Балинский презентовал проект подземного метрополитена. Комиссия нашла идею нужной, но отклонила по финансовым причинам. Инженер не отчаялся и отправился в Англию, где даже нашел инвесторов. Но Горемыкина сместили со своего поста, и Балинский потерял авторитетную опору.

Однако наш неунывающий герой совершил еще одну попытку. Вместе с американским инженером Мерри А. Вернером он представил проект наземного метрополитена. По проекту, на месте Обуховской больницы на Загородном проспекте планировалось построить трехэтажный Центральный вокзал, конечно же, самый большой в мире. Здание должно было стать точкой прибытия и отправления всех поездов, приходящих в Петербург, а также местом соединения их с вагонами метрополитена. От вокзала расходились 11 надземных путей на мощных металлических эстакадах и большая кольцевая линия. Маршруты планировали провести по Сенной площади, набережным Екатерининского и Крюкова каналов, Мойке и водам Невы.

Вся длина дороги должна была составлять 102 км, а поезда - прибывать на станции каждые 2.5 минуты. По словам Балинского, над Невой составы могли передвигаться со скоростью от 40 до 70 вёрст в час. Проект оценивали в 190 000 000 рублей. Однако уже в первый год работы чистый доход мог составить 2,5 млн. рублей. При этом доходность планировали повысить за счёт магазинов и складов, распложенными под эстакадами.

Как бы привлекательно ни звучали планы Балинского, у идеи было много противников. В итоге в июне 1901 года, городская дума отклонила проект «как нарушающего городские интересы».

Небоскреб дом «Зингер»

На рубеже XIX и XX столетий американская компания «Зингер» имела в России 60 дилерских центров. А в 1902 году в Подольске был даже открыт завод по изготовлению швейных машинок. Логично, что у главы компании Георга Нейдлингера возникла идея открытия нового российского главного офиса. Предприимчивые американцы планировали построить в Петербурге настоящий небоскреб.

Но, согласно регламенту, возводить в Северной столице здания выше 23,5 метров (это высота карниза Зимнего дворца) было запрещено. Пришлось отказаться от рекордных планов и немного снизить градус амбициозности. В итоге в городе на Неве появился «Дом Зингера» с огромными витринами, стеклянной башней и шаром диаметром почти 3 метра. Роскошное здание, ставшее одним из любимых символов города.

Башня Татлина (III Интернационала)

Несбывшаяся 400-метровая мечта советского архитектора В. Е. Татлина – это здание-памятник, символ революции и всемирной коммунистической власти. Небоскрёб, который должен был появиться в центре города, был призван вдохновлять поколения на смелые свершения и объединять людей по всему миру. Но судьба новой Вавилонской башни не сложилась: проект так и остался на стадии «П».

Модель конструкции Татлин построил в 1919–1920 годах. По замыслу автора, сооружение должно быть выполнено из стекла и стали. По мере возвышения башня спирально суживалась под углом в 23,5 градуса. Вес восходящих линий принимали на себя две арки сложной кривизны.

Проект предполагал наличие во внутреннем пространстве четырех геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси с разной скоростью.

  • Нижний куб предназначался для проведения заседаний, конференций и съездов. Эта часть должна была вращаться со скоростью один оборот в год.
  • Центральное здание в виде усеченной пирамиды отводилось для секретариата. Оно совершало бы один оборот в месяц.
  • Место для информационной власти отводилось в цилиндре. Здесь планировалось разместить информационное бюро, телеграф, издательство, типографию. Динамика вращения этого здания - один оборот в день.
  • И, наконец, в верхней полусфере со скоростью вращения один оборот в час планировалось разместить радио Коминтерна.

Частью проекта были также радиомачты, антенны и лучи прожекторов, которые должны были «высекать» лозунги на облаках.

Возможный вид Санкт-Петербурга с башней. Фото: travelask.ru.
Возможный вид Санкт-Петербурга с башней. Фото: travelask.ru.

Башня Татлина пронизана символикой, здесь не случайных деталей. К примеру, угол ее наклона такой же, как у оси Земли. Вращающиеся здания сопоставимы с оборотом нашей планеты. Высота (400 м) кратна земному меридиану, а сама форма спирали олицетворяет «линию движения свободного человечества».

Уже на стадии проектирования мало, кто верил в реализацию этой идеи. Власти гигантскую башню тоже не оценили.

Сегодня модели спиральной конструкции можно увидеть в Третьяковской галерее, в столичном ЖК «Патриарх», в музее современного искусства в Стокгольме, а также в университете Оксфорда.

Новая башня Татлина, адаптированная для Джакарты. Фото: travelask.ru.
Новая башня Татлина, адаптированная для Джакарты. Фото: travelask.ru.

Гигантский Ленин-маяк

Вообще тема маяков в Петербурге появилась задолго до революции. Еще у Пётра I в 1722 году возникла идея возвести маяк на входе в гавань в Кронштадте. Предполагалось, что сооружение будет в виде огромной арки, под которой проходят корабли. Император был вдохновлен Фаросским маяком и Колоссом Родосским и желал возвести ещё более масштабную конструкцию. Однако Пётр I в 1725 году скончался, Екатерина II заморозила, а потом и вовсе свернула грандиозную стройку.

Не менее амбициозная идея могла быть реализована в 1930-х годах. Советские власти объявили конкурс на создание проекта 120-метрового памятника у Морского канала с Лениным. По задумке, вождь должен был встречать приплывающих в город.

В финале оказались три работы. От первой идеи отказались, поскольку посчитали ее слишком «древнеегипетской»: Ленин был уж очень похож на фараона в пирамиде. Следующий проект не одобрили, поскольку стоящий у подножья маяка моряк получился крупнее главного героя. В итоге выбор пал на корабль с Лениным на носу. Но за время конкурса средств на реализацию проекта не осталось. Маяк так остался на бумагах.

Победивший проект Ноя Троцкого. Фото: kudago.com
Победивший проект Ноя Троцкого. Фото: kudago.com
Забавно то, что автор этой идеи так желал ее воплощения, что в послевоенные годы был даже готов заменить вождя на блокадников.

Возможно, не все перечисленные архитектурные «изыски» действительно украсили бы наш город, кто-то даже скажет: «Хорошо, что не сложилось!». Но, знаете, ведь эти истории не про неудачи, а про мечтателей, которые так искренне верили в свои идеи. Да, пусть их проекты не были реализованы, но даже через десятки лет мы вспоминаем о них, восторгаемся смелостью и дерзостью задумок. И вывод очевиден: не бойтесь мыслить масштабно, мечтайте и идите к своей цели несмотря ни на что – в любом случае результат того стоит!

А все же… какое бы сооружение вы бы хотели видеть в Петербурге: маяк, театр, наземное метро, небоскреб или башню? Делитесь своим мнением в комментариях!