Найти в Дзене
Legal Academy

«Забастовка» Wildberries: на крючке публичной оферты

В марте этого года некоторые пункты выдачи Wildberries в ряде регионов России оказались недоступны для получателей заказов. На дверях висели объявления «15 марта пункт закрыт в связи с забастовкой по всей стране». Так сотрудники выступили против новой системы штрафов, которую в одностороннем порядке ввело руководство маркетплейса. В правомерности происходящего разбиралась «Сфера».

История конфликта

В марте Wildberries ввел штрафы для пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Санкции касались клиентских возвратов бракованных товаров. Также маркетплейс перестал выплачивать партнерам вознаграждения, пока те не погасят все, имеющиеся у них долги по штрафам перед компанией.

Во вторник, 14 марта часть сотрудников ПВЗ Wildberries решила устроить забастовку. В среду, 15 марта, по стране частично перестали работать пункты выдачи заказов.

«Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности. Пункты продолжают работу в стандартном режиме», — прокомментировали СМИ происходящее Wildberries. Ответственность за сложившуюся ситуацию компания возложила на «желтые Telegram-каналы», которые «раздули из мухи слона».

На официальном сайте комментарий компания не разместила.

Ситуацией также заинтересовалась Генпрокуратура, которая поручила прокуратуре Московской области проверить сведения о нарушении трудовых прав работников маркетплейса.

По словам заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александра Шершукова, по трудовому законодательству ситуацию в Wildberries забастовкой назвать нельзя, потому что не выполнен ряд определенных процедур.

«Людям, протестующим сейчас, было бы проще решать свои проблемы при наличии у них профсоюзной организации, которой у них нет. Отчасти это связано с тем, что они все находятся в разном правовом статусе: это и работники по договору ГПХ, и самозанятые, и индивидуальные предприниматели. Все эти статусы выведены из трудовых отношений», — отметил Александр Шершуков.

Как рассказал «Сфере» юрист Евгений Безручкин, сложность ситуации заключается в том, что партнеры маркетплейса не подписывают с Wildberries отдельные договоры, а присоединяются к единой публичной оферте, которая может изменяться в одностороннем порядке.

«Напрямую законодательством не урегулировано в полной мере положение владельцев пунктов выдачи заказов. Решить данную проблему возможно было путем переговоров сразу же, но, как указывают СМИ, Wildberries изначально отказался идти на уступки», — отмечает эксперт.

Юрист также добавляет, что владельцам ПВЗ можно было обратиться в суд и добиться отмены введенных положений, так как новые условия сформулированы именно в пользу маркетплейса, ущемляя права ПВЗ.

Подробнее о конфликте читайте на страницах правового портала "Сфера".