Найти тему
ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ

Фотография на всю жизнь как спутница прогресса

Фотография на всю жизнь как спутница научно-технического прогресса

Фотография от греческих слов photos – свет и grapho – пишу, то есть светопись. Отсюда и слово «фотографировать». Однако, много раз приходилось читать и слышать вместо этого слова слово «фоткать». Вроде как и короче, но лично мне оно просто режет слух. Это всё равно как вместо слов «наслаждаться пищей или кушать» использовать резкое слово «жрать».

Не помню когда именно я впервые начал фотографировать. Папа мой фотографировал ещё с довоенных лет. Большое количество фотографий в старых альбомах тому свидетельство. Себя я вижу на фото с пелёнок. Помню как он заинтересовал меня, печатая фотографии в занавешенной шторами из огромных рулонов чёрной бумаги комнате. Для этого он сам сделал из толстой фанеры ящик со вставленной вовнутрь электрической лампочкой, которая включалась приделанным снаружи выключателем. В середине верхней стенки ящика было прямоугольное окошечко размером 9Х12 сантиметров, закрытое матовым стеклом и находящееся против лампочки. Технология изготовления фотографии была такая: на столе рядом с ящиком стоял фонарь, закрытый красным стеклом (красный свет безопасен для фотоматериалов – фотобумаги, фотопластинок и фотоплёнок); на окошечко ящика при выключенной внутри лампочке клался негатив снимка на стеклянной фотопластинке или плёнке такого же размера как окошечко (на негативе все цвета обратные – то, что в натуре белое, то на нём черное и наоборот); сверху негатива кладётся фотобумага такого же размера светочувствительной стороной (эмульсией) вниз, к негативу; сверху всё закрывается картонкой или фанеркой большего чем окошечко размера; на какое-то, заранее подобранное пробным путём время, включается лампочка внутри ящика; засвеченную таким образом фотобумагу помещают сначала в ванночку с проявителем, потом промывают бумагу с появившимся изображением в ванночке с водой и опускают после этого в ванночку с закрепителем чтобы сохранить изображение при электрическом или дневном свете. Самое чудесное в этом процессе – проявление: вдруг из ничего на листе белой бумаге постепенно появляется (проявляется) изображение. Это завораживает твоё воображение. Ты вдруг становишься волшебником! А негатив получается аналогичным образом, но только с помощью фотоаппарата, в котором через его объектив засвечивается (экспонируется) дневным светом светочувствительная пластинка или плёнка. Потом эта пластинка или плёнка при красном свете проявляется, закрепляется, промывается и сушится. Суть процесса в том, что светочувствительный слой состоит из бромида серебра, который чернеет от света в фотоаппарате а когда засвечивают фотобумагу это чёрное место свет не пропускает и наоборот. Для подбора времени открытия объектива аппарата сначала были таблицы и определители в виде скреплённой стопки могущих вращаться картонных кружочков с разными параметрами, по которым подбиралось это время экспонирования. Потом появились приборы фотоэкспонометры на электрических батарейках, которые выдавали это время автоматом для фотоматериалов с употребляемой светочувствительностью. На самом фотоаппарате потом выставлялась соответствующая выдержка специальным рычажком. Теперь это далёкая история чёрно-белой фотографии. А сейчас любой цветной снимок (да что там снимок!) прекрасный видиофильм с разрешением 2К и круче можно снять смартфоном без особых хлопот автоматом! Но где же волшебство, романтика процесса? Теперь оно в сюжете, умении выбрать интересный угол съёмки и в монтаже видеофильмов.

Моим самым первым фотоаппаратом был отцовский «Фотокор». Он ещё жив. Старший мой сын прислал из Одессы его фотографию.

ФОТОКОР АГФА ФЭД

Почти с самого детства я фотографировал Фотокором светонепроницаемые металлические кассеты которого ЛЕНИНГРАД (на заднем плане снимка) заряжались сначала стеклянными пластинами со светочувствительным напылением а потом плёнкой с таким же напылением. Размер пластин и плёнок был 9смХ12см. Потом года на два мне дали в пользование трофейный немецкий фотоаппарат Агфа (Agfa), который заряжался рулоном фотоплёнки, дающей кадры 6смХ8см. И заключительный и самый надёжный аппарат ФЭД ( расшифровывается Феликс Эдмундович Дзержинский, председатель ЧК, организовавший колонии для беспризорников, где сначала и выпускались эти аппараты). Ещё их называли «лейка» но не из-за сходства по форме с обычной лейкой для полива а из-за названия немецкой фирмы Leica фотоаппарат которой стал прототипом ФЭДа. Этими фотоаппаратами пользовались военные фотокорреспонденты на Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. (слова из популярной песни: с лейкой и блокнотом или пулемётом). В нём использвалась катушка с плёнкой на 36 кадров с размерами 24ммХ36мм. ФЭД был подарен мне родителями когда я учился в восьмом классе. Я пользовался им до 90-х годов 20-го века. Потом пошли фотоаппараты-автоматы «мыльницы», «полароиды», выдающие готовые цветные фотографии, цифровые аппараты и смартфоны (умные мобильные телефоны). А вот и я фотографирую ФЭДом :

Но это ещё не всё. Для маленьких размеров изображений, получаемых на фотоплёнках фотоаппаратами ФЭД потребовались фотоувеличители с помощью которых можно было получать фотографии практически любого желаемого размера. Хотя максимальный размер доступной фотобумаги был 18смХ24см в советские времена, но при хорошем по разрешению качестве снимка можно было делать фотографии большего размера, склеивая их из фрагментов указанного размера. Типичный фотоувеличитель советских времён:

В него узкая плёнка с негативами вставлялась между источником равномерно получаемого света и увеличивающим изображение объективом. Размер получаемого изображения регулировался перемещением устройства по вертикали. Сейчас при бурном прогрессе во всех сферах техники составляют цветные фото размерами 146Х95 см из модулей 35Х80 см и 35Х95 см (наугад посмотрел сайт в Интернете). На самом деле для теперешней техники нет пределов. Мы на улицах видим рекламу на огромных стенах домов. Устраиваются голографические лазерные видеошоу на стенах дворцов, например, в Царицыно. А вместо фотоувеличителей появились принтеры, на которых можно с компьютера печатать цифровые фотографии. А старые пленки и фотографии можно отсканировать на сканере, улучшив их качество и сделав их цифровые копии. Да что говорить! Простой пример. Когда я начинал работать в ЦАГИ, то в каждом отделении были свои КБ с десятками кульманов за которыми трудились чертёжники-конструкторы. Сегодня один человек может заменить целое КБ, освоив программу Автокад. А по созданному чертежу сможет посмотреть изделие под любым углом и освещением и при вращении вокруг любой заданной оси. Чертёж можно моментально распечатать на принтере. Этому я учил студентов в колледже. Мы сейчас живём в мире, в котором осуществились самые смелые мечты писателей-фантастов прошлого.

Благодаря развитию микроэлектроники, компьютерной и лазерной техники, средств космической связи и Интернета, нанотехнологий, мобильной телефонии мы со своего смартфона можем связаться в реальном времени практически с любой точкой земного шара по телефону и по видеосвязи, делать фото и видео и рассылать их в любую точку планеты, общаться с огромным количеством людей в социальных сетях, получать и отправлять денежные переводы, делать покупки, отправлять подарки, смотреть десятки и сотни каналов телевидения и слушать сотни радиостанций, получать нужную информацию и консультации по любому вопросу жизни, смотреть бесплатно огромное количество кинофильмов, концерты любимых артистов, читать огромное количество книг. использовать смартфон как навигатор при перемещении в автомобиле и другом транспорте. Небывалые и потрясающие возможности, всего не перечислить.

Прекрасное преображение качества и сути фотографии стало возможным благодаря развитию микро и наноэлектроники и компьютерной техники, применению искусственного интеллекта. В современном смартфоне вместо химического светочувствительного слоя классической фотографии используется светочувствительная матрица а фотоснимок получается после обработки программой. Светочувствительная матрица или фотосенсор представляет собой интегральную микросхему (проще говоря кремниевую пластину), состоящую из мельчайших светочувствительных элементов – фотодиодов с размером 0,006 мм. Чтобы получать цветное изображение применяют пару дихроидных призм в которых свет делится на три основных цвета: красный, зелёный и синий. Каждый из этих пучков направляется на отдельную матрицу. Потом все матрицы совмещаются в одной матрице памяти смартфона с соблюдением адресности точек разных цветов. Процесс фотосъёмки происходит моментально (за исключением тёмного времени суток). Потом для получения фотографии на бумаге смартфон подсоединяется кабелем к компьютеру, скачивается снимок на компьютер и на обычном принтере с цветным картриджем распечатывается цветная фотография в нужном размере (максимальный размер А4 на обычном принтере).

В заключение хочется воспроизвести самые дорогие для меня первые фотографии, запечатлевшие дорогих мне людей. Итак, июнь 1956-го года подмосковный Звенигород.

Наша группа (конец июня 1956 года) у собора Рождества Богородицы в древнем центре Звенигорода Вышгороде. Собор построен в начале XV века. Слева направо: Женя Гаврилов, 4-ая Света Дикельман, Клавдия Михайловна Стрельцова, дальше в этом же ряду за девочкой и женщиной Валя Ермакова затем через 2-х человек Костя Шипков. В нижнем ряду справа налево: Володя Сарапкин и Юра Коробков. Это мои одноклассники (мы перешли в 9-ый класс школы №1 города Павловского Посада, родины «павловских платков», Вячеслава Тихонова и космонавта Валерия Быковского). Особо дорога нам всем учительница географии Клавдия Михайловна Стрельцова, открывшая нам мир природы и путешествий, организатор наших походов по Подмосковью.

А вот ещё один снимок, сделанный мною 1 мая 1957-го года. Я о нём вообще забыл и вдруг его обнаружил в книге, написанной нашей землячкой, жившей в одном со мною девятиподъездном «большом доме» № 91 по улице Кирова в нашем родном Павловском Посаде. Эта книга Веры Масловой «Большие дома моего детства».

Слева направо: Анатолий Иванович Николаев, муж моей сестры Вали, стоящей за ним, а перед ней наша мама Евдокимова Мавра Михайловна, мой племянник Саша Николаев на велосипеде, его бабушка, мама Анатолия Ивановича Наталья Григорьевна Николаева, моя племянница Лидочка и мой папа Шлыков Сергей Сергеевич; сзади стоят дочери А.И. Николаева от первого брака Тамара и Зина.

И в заключение снимок, сделанный мною смартфоном Xiaomi Redmi Note 8 Pro в ноябре 2022-го года на концерте моего племянника Александра Анатольевича Николаева, талантливого пианиста, лауреата многих конкурсов (он с отличием закончил Саратовскую консерваторию). Он устроил этот концерт по случаю своего 70-летия в нашем родном городе Павловском Посаде в детской музыкальной школе где руководит занятиями по классу фортепиано (мальчонка на велосипедике с верхнего фото стал выдающимся музыкантом).

Автор: Шлыков Валерий Сергеевич, кандидат технических наук, г. Москва. Тел. +7(926) 934-14-11; troeruch@mail.ru