Есть такой вид катастроф, при которых шансов выжить — ноль процентов. К ним относятся все авиакатастрофы. Тут нет места чудесным спасениям. Обычная физика — любое крупное тело при свободном падении развивает скорость около 200 километров в час. Так что в случае столкновения с землей смерть придет неминуемо.
Однако в истории есть несколько случаев выживших после авиакатастроф людей. Все они пережили страшные минуты — столкновение, крушение, взрыв воздушного судна. И потом свободное падение до поверхности земли. Страшные травмы, потеря сознания, несколько дней в ожидании помощи, но главное — они выжили. И кроме как чудом это назвать нельзя. Хотя чудес, конечно, не бывает и к счастливому финалу привело стечение обстоятельств. Каких именно? Давайте посмотрим.
Весна Вулович — спасло низкое давление и тележка с едой
Имя югославской стюардессы Весны Вулович попало в книгу рекордов Гиннеса. Она стала обладательницей мирового рекорда для выживших при свободном падении с высоты 10 160 метров.
Это случилось в январе 1972 года. Самолет югославской авиакомпании выполнял рейс Стокгольм — Белград. На границе между Чехословакией и ГДР на высоте 10 000 метров он потерпел крушение. Предположительно его причиной стал взрыв в хвостовом отсеке (позже на земле эксперты нашли фрагменты будильника, который определили как часть взрывного механизма). Кто устроил теракт, так и не выяснили, но его итог оказался ужасным и предсказуемым — самолет развалился в воздухе на части. Погибло 27 человек, включая членов экипажа.
А вот стюардесса Весна Вулович осталась жива. При взрыве она потеряла сознание и очнулась уже на земле — в лесу на склоне заснеженной горы в нескольких километрах от чешской деревушки. Ей повезло, что через несколько часов после крушения туда первым прибыл местный лесник, который служил парамедиком в годы Второй мировой. Он-то и обнаружил полуживую стюардессу и оказал ей первую помощь.
Как Вулович осталась жива, ведь на высоте 10 000 метров при разгерметизации салона она должна была умереть от перегрузки? Ее спасло артериальное давление. Оно у Весны было настолько низким, что перед рейсом ей даже пришлось выпить большую чашку кофе, чтобы обмануть медкомиссию. При падении давление у девушки резко поднялось, но не до запредельных величин, которые заканчиваются смертью. Она всего лишь потеряла сознание.
Второй фактор — это удачное падение. При взрыве Вулович оказалась прижата тележкой с едой, что помешало ей выпасть из обломка фюзеляжа. Сам он падал не перпендикулярно, а немного планировал. С поверхностью обломок столкнулся под острым углом. Ну и третий фактор — большой слой снега в лесу, который немного смягчил падение.
Лариса Савицкая — планировала 8 минут
Молодая студентка Лариса Савицкая летом 1981 года возвращалась вместе с мужем из свадебного путешествия. Ан-24 совершал полет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров он столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Экипажи обоих самолетов и пассажиры погибли.
Но Лариса Савицкая выжила. Самое удивительное то, что она потеряла сознание только в момент столкновения. А очнулась тогда, когда кусок хвоста Ан-24, в котором она находилась, падал на землю. Падение продолжалось целых 8 минут! Здесь стоит благодарить удачную форму обломка, которая позволила ему не падать, а планировать, словно березовый лист.
Она помнила эти страшные минуты и потом рассказывала в интервью и про мертвого мужа рядом в кресле, и про то, что мозг на автомате поднял ее с пола, где она оказалась после столкновения и усадил в свободное кресло. Вжавшись в него, Савицкая ждала неминуемой гибели, но хвост самолета лишь удачно спланировал, а кроны деревьев смягчили удар.
На этом приключения Ларисы не закончились. И хоть она получила серьезные травмы, но могла двигаться. Два дня она ждала помощи, укрываясь от комаров целлофановым пакетом и согреваясь по ночам чехлами с кресел. По злой иронии судьбы ее обнаружили самой последней. Диагностировали переломы, потерю всех зубов, сотрясение. Но инвалидность Савицкая не получила. Катастрофу засекретили, а ей выплатили всего лишь 75 рублей в качестве компенсации.
Фамилия Ларисы дважды внесена в российскую книгу рекордов Гиннеса: как человека, выжившего при падении с максимальной высоты и как жертва авиакатастрофы, получившая минимальную сумму компенсации от государства.
Юлиана Кёпке — помогли лианы и знание дикой природы
Юлиана Кёпке выжила при крушении самолета над Южной Америкой на высоте 3000 метров в декабре 1971 года. Это был рейс местной авиакомпании между столицей республики Перу и одним из ее провинциальных городов. Турбовинтовой самолет "Локхид Л-188" угодил в грозовой фронт. Одна из молний ударила в правое крыло, загорелся топливный бак, а затем произошел взрыв. Самолет буквально рассыпался в воздухе на части и теряя обломки и пассажиров, устремился штопором к земле.
Юлиана пришла в себя только на следующий день. Зажатая трехместным креслом, со сломанной ключицей и глубокой раной на правом плече, но живая. Среди версий ее чудесного спасения фигурируют и грозовые восходящие потоки воздуха, и густые лианы, смягчившие падение, и удачный полет с высоты 3000 метров, который в разряженном грозой воздухе напоминал полет, свойственный семенам растений.
Она самостоятельно встала на ноги и отправилась на поиски людей. Это удивительно, но Юлиана смогла продержаться в джунглях целых 10 дней. Помогли навыки выживания, которыми в детстве обучил ее отец. Благодаря им она не допустила заражения крови от открытой раны плеча. А когда там завелись личинки, девушка, крича от боли, промыла рану бензином из обнаруженной ей на берегу реки лодки. Ее хозяин был неподалеку, он-то и спас вконец обессилившую девушку.
Примечательно здесь то, что при падении выжили и другие пассажиры, включая мать Юлианы, но все они погибли в джунглях, так и не дождавшись помощи.
Иван Чиссов — спас снег и простое везение
А этот случай произошел в годы Великой Отечественной войны. В январе 1942 года советский бомбардировщик "ДБ-3ф" получил задание в районе Смоленска. Самолет удачно отбомбился, но был сбит немецкими "мессерами". Штурман Иван Чиссов получил команду прыгать. Высота была 7000 метров, и когда до земли оставалось чуть меньше километра, Чиссов дернул за кольцо парашюта. Однако оно осталось у него в руке вместе с обрывком тросика, который оказался перебит.
Чиссову повезло, что он упал на сильно заснеженный склон глубокого оврага и поскользил по нему до самого дна. Вторично ему повезло, что за ходом воздушного боя наблюдали с земли наши кавалеристы и поспешили к месту приземления летчика. Так штурман Чиссов не получил обморожение и остался жив. А упади он на 5 метров правее или левее, то исход прыжка оказался бы вполне предсказуемым.
С последним случаем перекликаются еще несколько почти похожих эпизодов выживания наших военных летчиков во время Великой Отечественной войны. Все их между собой роднит одно обстоятельство — огненный таран, после которого должна была наступить неминуемая гибель 👇:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; aif.ru; lenta.ru; gazeta.ru)