Найти тему
Synergy Times l Медиа

Дизайн-мышление: поворачиваемся лицом к пользователю

freepik.com
freepik.com

На рынке миллион продуктов, и всё время появляются новые. Есть такие, в которые моментально все влюбляются, и те, что могут годами пылиться на полке. Создавать проекты, которые точно понравятся людям, позволяет дизайн-мышление. По названию не совсем понятно, что это, поэтому мы подробно расспросили управляющего и фасилитатора агентства Dthink, сервис-дизайнера, соавтора курса «Дизайн-мышление в проектной деятельности и продуктовой разработке» Илью Чадина. Он рассказал, как работает дизайн-мышление, чем оно помогает в бизнесе и обычной жизни (причём всем ― врачам, кондитерам, маркетологам, дизайнерам) и почему научиться ему можно только на практике.

-2

- Илья, дизайн-мышление ― это же не про картинку, как, например, дизайн сайта, садового участка, или бровей. Почему «дизайн»?

- Дизайн-мышление — от английского design thinking. Design переводится как «создавать», thinking — это про смысл. То есть мы создаём смыслы, продукты, инновации.

Если объяснить по-простому, дизайн-мышление ― это метод создания продуктов и проектирования такого пользовательского опыта, который полюбит клиент. Очень часто мы сначала создаём продукт, а потом уже пытаемся влюбить в него нашего пользователя. Дизайн-мышление предлагает пойти от обратного: оценить потребности клиента и предложить удобное и нестандартное решение.

- Получается, что дизайн-мышление отталкивается от классической схемы «спрос рождает предложение». Что же тогда инновационного в этой методике? Чем отличается от обычного исследования целевой аудитории?

- Когда к нам на лекции в первый раз приходят маркетологи, которые проводят исследования, они говорят, что всё это делают. Но что обычно делает предприниматель или маркетолог? У него рождается идея продукта, он идёт к целевой аудитории, начинает её исследовать. Что мы делаем в дизайн-мышлении? Когда у нас рождается идея, мы откладываем её и сначала идём исследовать поведение людей, смотрим, как они решают похожие запросы, в чём вообще у них возникают проблемы.

Мы начинаем намного раньше: не с идеи, а с того момента, когда понимаем, с какими проблемами сталкивается пользователь. Только после этого думаем о продукте.

По статистике, около 42% новых проектов и стартапов после запуска оказываются невостребованными. Предприниматель находит идею, вкладывает в её реализацию много сил и денег, но в итоге не получает дохода, на который рассчитывал.

Дизайн-мышление позволяет избежать этого, потому что вступает в игру задолго до идеи. В основе метода лежит исследование запросов потребителя, что позволяет выпустить на рынок нужный продукт и минимизировать инвестиционные и ресурсные риски.

- Допустим, я пеку тортики. И мне нужны новые идеи, чтобы выделиться на рынке. Как мне поможет дизайн-мышление?

- Дизайн-мышление работает с проблемами, решения которых мы не знаем. Чтобы отстроиться от конкурентов, вы ищете новые идеи. Ваша ситуация подходит под концепцию дизайн-мышления, потому что вы не приходите с конкретным запросом, что вам нужен новый десерт. Вы ищете решение, но пока сами не знаете, какое. Вы отправляетесь исследовать не ваш продукт, а жизнь вашего пользователя: чего он ждёт, как ведёт себя в потреблении разных продуктов, не только тортиков, по каким принципам выбирает.

Вы находите его боли, например, что ему не хватает волшебства в жизни. И тогда у вас рождается идея добавить этого волшебства вашему клиенту. Другими словами, мы находим его ключевую потребность ещё до того, как создаём продукт.

Как бы поступил человек, который не знаком с дизайн-мышлением? Он бы собрал команду или сам придумал: «Мне нужно отстроиться от конкурентов, поэтому я буду печь ПП-тортики». Он — грамотный специалист, он бы испёк ПП-тортик, пошёл к целевой аудитории, начал бы тестировать результативность. Такой подход тоже имеет право на жизнь, эта методология называется Lean Startup, когда у нас уже есть идея, мы её реализуем и измеряем прогресс. Но, как показывает практика, в наше время потребности так быстро меняются, что здесь нужно идти глубже, понимать своих пользователей и находить проблемы.

Принципы Lean Startup и дизайн-мышления. Автор изображения: Дарья Еркова, корпорация «Синергия»
Принципы Lean Startup и дизайн-мышления. Автор изображения: Дарья Еркова, корпорация «Синергия»

- Получается, что дизайн-мышление развивает эмпатию? Значит, и в повседневной жизни его можно применять?

- Это лежит на поверхности, но вчера у меня случился инсайт, что дизайн-мышление можно рассматривать в двух плоскостях. Первая плоскость — это когда мы говорим про дизайн-мышление как про проектную методологию, это такой hard skill. То есть у нас есть чёткие шаги, как сделать проект или продукт, который будет востребован на рынке.

Вторая плоскость ― soft skill, образ мышления, когда мы через глубокую эмпатию подходим к решению задач. Мы своё эго отодвигаем и ориентируемся на потребности других людей.

Илья Чадин
Илья Чадин
Дизайн-мышление точно не помешает никому. Если вы предприниматель или маркетолог, то, конечно, оно поможет вам сфокусироваться и создать продукт под потребности вашего пользователя. А если вы, например, ищете работу, то можете использовать дизайн-мышление, чтобы создать резюме. Можно, конечно, сделать его, как вам нравится, но лучше исследовать, чего ждут ваши будущие работодатели, что для них важно, как они эти резюме отбирают, и выстроить свой карьерный трек совершенно другим способом - сказал Илья Чадин.

В вакансиях hh.ru всё чаще появляются такие требования, как креативное мышление. В англоязычной вакансии «Яндекса» есть требование thinking outside the box, то есть «думать за пределами коробки», вне рамок, находить креативные решения. Это всё и есть дизайн-мышление.

– Когда и как вы сами оценили по достоинству эту методологию и начали её применять?

– Большую часть жизни я работал в таких крупных компаниях, как BORK, «Кофемания», ГУМ и «Мегафон». Практически каждый день на моих глазах рождались идеи и запускались проекты. Каждый раз я пытался понять, почему одни выстреливали, а другие нет, почему, казалось бы, идеальный продукт стоит на полке и не продаётся.

Эти размышления привели меня в 2020 году в одну из сильнейших академий по дизайн-мышлению DesignThinkers в Амстердаме. После обучения я около двух лет проработал в качестве её партнера в России.

Обучение в Европе, в отличие от российской модели, полностью строится на практике. Представьте моё удивление, когда первым, что я увидел, приступив к обучению, стал реальный заказчик с настоящей проблемой в действующем бизнесе. Нашей задачей было трансформировать физический процесс получения государственных услуг в диджитал формат. Мой первый проект был связан с публичным сектором, мы проводили исследования с двух сторон: со стороны пользователей, граждан Нидерландов, с какими проблемами они сталкиваются чаще всего, когда получают услуги в электронном виде, и с другой стороны мы проводили исследование, как это видит государственное учреждение, какие процессы при этом задействованы.

За два года я в разных ролях поучаствовал в реализации более чем 20 проектов, поработал с компаниями Tommy Hilfiger, CK, Strellson, Rasario, «Айкрафт», «Кофемания», «Траектория» и многими другими.

- Сервис «Мои Документы» — это тоже пример применения дизайн-мышления?

- Да, этот формат тоже сделали с помощью дизайн-мышления, но в этом проекте я не участвовал.

- Дизайн-мышление — это не только создание нового продукта? Как оно помогает уже работающему бизнесу? Можете привести пример из практики?

- Да, конечно. Есть сеть клиник «Медси», они пришли к нам с проблемой: амбулаторные пациенты переставали принимать лекарства по разным причинам. Я думаю, многие с этим сталкивались: врач выписал таблетки, которые надо пить восемь дней, через пять пациенту стало лучше, и он их допивать не стал. Или отзывов начитался, прописанное лекарство показалось ненадёжным, и он сам его заменил. А для врачей это реальная проблема, потому что качество лечения и скорость выздоровления ― непосредственные показатели качества их работы. Они хотят, чтобы амбулаторные пациенты принимали лекарства по графику.

Из личного архива Ильи Чадина
Из личного архива Ильи Чадина

Эту задачу мы предложили нашим студентам, потому что у нас обучение строится на реальных кейсах. Было две команды. Во время работы над проектом всегда рождается много идей, мы выбираем ключевую. С ней команда выходит в финал и презентует заказчику. На следующем этапе обязательно идёт тестирование.

Мы ездили в больницу, общались с пациентами и поняли, что их потребность — в другом. Они говорят про доверие к врачу, про развитие отношений, про быстрый доступ «вопрос ― ответ».

Обе команды поняли, что нужно улучшить существующее мобильное приложение и добавить туда новый функционал. И здесь заказчик получил прямо супервыгоду, потому что обе команды под разными углами посмотрели на это мобильное приложение, протестировали его. Потом мы совместили их работу и нашли наилучшие функции, чтобы задачу доверия и трекинга приёма лекарств максимально реализовать с помощью digital-инструмента.

- Сложно научиться дизайн-мышлению?

- Я думаю, раз мы учим — значит, несложно (смеётся). Здесь такой совет: если хотите научиться дизайн-мышлению, книга не поможет. И если вы идёте на тренинг, где вам три дня с утра до вечера говорят: «Делай раз, делай два», — это тоже не поможет. Потому что дизайн-мышлению можно научиться только на практике, решая конкретную задачу.

Когда я приехал в Амстердам, то с удивлением обнаружил, что уже на этапе обучения можно было брать реальный коммерческий или государственный проект и делать его, изучая методологию, реализовывать на практике всё, что изучаешь.

Я вернулся в Россию и очень захотел, чтобы у нас было так же. Поэтому в «Синергии» мы учим по этому принципу. Мы даём немного теории на зум-встречах, студенты сразу начинают практиковаться в безопасном пространстве. А дальше они начинают решать реальные задачи, как, например, проект «Медси».

Из личного архива Ильи Чадина
Из личного архива Ильи Чадина

- Кто обычно приходит к вам учиться? Бизнесмены или менеджеры?

- Владельцы крупного бизнеса к нам приходят, но реже. Скорее они отправляют на учёбу свою команду, чтобы она погружалась в методологию, которую мы передаём. Приходят предприниматели, которые хотят сделать классный продукт. Ещё у нас учатся менеджеры компаний, перед которыми стоит задача достигать новых результатов, запускать проекты. Приходят проектные менеджеры и специалисты, которые отвечают в компаниях за клиентский опыт, UX-дизайнеры. Им очень важно понимать, как развернуться лицом к пользователю.

У нас был интересный кейс с компанией Smart Bazar. Они продают мобильные телефоны и технику. Пришли к нам и рассказали: «Мы сделали такой крутой инновационный сайт, просто невероятный, но у нас конверсия 0,0001%. Денег на рекламу потрачено много, к нам заходит миллион пользователей, а продажа одна за день». Мы стали анализировать и поняли, что сайт неудобный, непривычный. Он супергениальный, но людям это не нужно.

UX-специалисты приходят к нам как раз за этим: чтобы понимать пользователей, создавать интерфейсы, которые будут понятны, удобны не дизайнерам, а пользователям.

Мы рассматриваем наших клиентов не как клиентов, а как людей, которые занимаются спортом, строят карьеру, развлекаются, отмечают праздники. Зная их потребности, желания, мотивы, мы можем создавать очень персонализированные, умные и простые решения, которые будут ими востребованы. Дизайн-мышление — ключевая методология для создания человекоцентричных продуктов. Мы учим не просто закрывать потребность клиента «хочу купить чайник», а отвечаем на вопрос, зачем этот чайник нужен. Это более высокий уровень создания продуктов, сервисов и услуг.

Материалы, которые вас могут заинтересовать:

Токсичный позитив: почему фальшивые улыбки вредят развитию бизнеса и что с этим делать

Жизненный цикл стартапа: как превратить хобби в международный бизнес

Делает бизнес устойчивым и привлекательным для инвесторов: кто такой ESG-специалист