На сайтах по поиску работы все чаще можно встретить вакансии аналитиков данных. Если вы присматриваетесь к этой профессии или делаете в ней первые шаги, данная статья может быть вам крайне полезна.
В ней Мария Ревякина, ведущий аналитик ИТ-компании «БАРС Груп», рассказывает, какова роль таких сотрудников в проекте, чего от них ожидают работодатели, и где проходят границы профессиональных обязанностей аналитика данных.
Что должен делать аналитик?
Многое зависит от того, на какой позиции находится человек, который будет отвечать на этот вопрос. По-разному ответят сами аналитики, руководители проектов, разработчики, заказчики, HR и т.д.
В рамках одной компании, одного направления и даже одного проекта обязанности аналитиков могут довольно сильно различаться. И это нормально. Люди разные, у всех разный опыт, склонности к тому или иному виду работ: кому-то прекрасно дается общение с заказчиком, кто-то умеет разговаривать с разработчиками на их языке и читать код, кто-то отлично пишет документацию, а кто-то является просто асом в моделировании процессов в BPMN. А еще есть текущие задачи, важные для проекта, команды и компании в целом.
В этой статье эксперт отвечает на вопросы, как эффективно наращивать аналитические компетенции и делиться знаниями с коллегами, чем занимается аналитик на разных стадиях проекта и какие роли может выполнять.
Далее аналитик фигурирует в единственном числе для удобства восприятия текста, без разделения на бизнес-аналитика, системного аналитика и т.д. На практике это не обязательно один и тот же человек на всех этапах работ. И вообще это может быть не один человек-супергерой, а несколько аналитиков.
Дополнительно уточню: на практике отличается последовательность работ или частота их повторений в зависимости от методологии проекта и других его особенностей.
___________
1. ПРЕСЕЙЛ И ПРЕДПРОЕКТ
ИТ-проект начинается с того, что представитель коммерческого блока нашел потенциального заказчика и договорился о встрече. Помощь аналитика может понадобиться уже на этом этапе – в подготовке презентации или демонстрации существующих решений. Аналитика могут пригласить на встречу, потому что нужно продемонстрировать компетенции и отраслевую экспертизу команды. Аналитик может играть здесь роль переводчика: он разговаривает с заказчиком на одном языке, понимает его «боли», может на ходу предложить или продемонстрировать варианты реализации, особенно если подобную задачу уже решали на другом проекте.
По итогам встречи могут договориться о проведении аналитиком предпредпроектного экспресс-исследования, чтобы точнее выявить проблемы, цели и задачи проекта и помочь подготовить первичное ТЗ для оценки проекта.
И вот, у нас есть уже вполне явные перспективы нового проекта. Коммерческий блок и руководитель проекта проводят свои организационные мероприятия. А что делает аналитик?
Во-первых, собирает огромный массив информации в рамках предпроектного исследования. Результаты встреч на этапе пресейла, экспресс-исследований, НПА и прочая документация, которую предоставил заказчик (отдельным подпунктом можно было бы выделить получение этой самой документации, потому что иной раз это тот еще квест).
Во-вторых, структурирует и анализирует эту собранную информацию.
По итогам этого анализа руководитель проект (РП) совместно с аналитиком может более точно определить границы проекта и состав команды, которую нужно привлечь для реализации. А совместно с архитектором (если он есть, а если нет – то с разработчиком или руководителем проекта, или аналитик сам как архитектор) продумывает концепцию решения и его архитектуру.
___________
2. ПРОЕКТ
Наконец, все организационные мероприятия и предварительные работы завершены, команда собрана, и РП дает старт проекту.
Вот тут и начинается «настоящая» работа аналитика. И тут у нас аналитик как мастер перевоплощений может выполнять разные задачи:
- в роли бизнес-аналитика снимает требования и проводит глубокое исследование процессов, согласовывает с заказчиком все, что нужно согласовать и ведет учет требований;
- в роли системного аналитика совместно с разработчиками и архитекторами (если они есть) детально проектирует системное решение и продумывает интеграции с другими системами заказчика и миграции данных из старых систем, вместо которых будет наша новая, более умная и красивая;
- в роли дизайнера прорабатывает интерфейсы или общую концепцию интерфейсов, готовит макеты будущей системы;
- совместно с руководителем проекта и разработчиками оценивает требования, сроки их реализации и риски;
- в роли технического писателя пишет ЧТЗ и прочую документацию.
Требования собраны, можно переходить к реализации. Аналитик ставит задачи на разработку, описывает модель данных, интерфейсы, функции, алгоритмы и т.д. консультируется с разработчиками на оценке задач и в процессе разработки, общается с заказчиком если нужно что-то уточнить, пишет тест-кейсы для тестировщиков или автотестов. И принимает задачи, проводя, как минимум, функциональное тестирование. Ну, а максимум - ограничен только фантазией самого аналитика и руководителя проекта.
___________
3. ВНЕДРЕНИЕ
Реализованную задачу надо передать на тестирование заказчику. Или продемонстрировать реализацию, чтобы получить обратную связь и внести изменения в массу документов. Тогда аналитик настраивает стенд для демонстрации (с помощью девопсов или самостоятельно, становясь на время девопсом), готовит тестовые примеры и необходимую документацию, например, программу и методику испытаний.
Задача принята заказчиком (сразу или после устранения замечаний) и нужно донести до пользователей информацию о том, как работать в новой системе или с новым функционалом. Вариантов масса – написать большое подробное руководство пользователя или ограничиться краткими инструкциями, провести вебинары или записать видео-обучение, обучить пользователей на их рабочих местах и т.д. И это все может делать аналитик!
В этот этап стоит отнести и настройку системы для промышленной эксплуатации.
А еще надо обучить сотрудников технической поддержки. И от качества их обучения зависит как много времени аналитик сам будет заниматься поддержкой пользователей на этапе...
___________
4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ
Потому что саппорт - это тоже неотъемлемая часть работы аналитика. Как бы нам не хотелось иного, но пользователи не всегда читают инструкции, смотрят видео, не всегда с первого раза понимают, не всегда идеально работает система и пользователи находят ошибки, которые не удалось поймать и исправить во время тестирования. И не все проблемы пользователей сотрудники технической поддержки могут решить самостоятельно, даже если их очень хорошо обучить.
А если появляются запросы на доработку системы, то у нас повторяется по кругу «снятие/уточнение требований – постановка задачи – приемка задачи – передача на тестирование заказчику – подготовка инструкций/обучение пользователей».
___________
Казалось бы, на этом можно и закончить, но…
Чем больше у аналитика опыта, особенно на проекте, тем больше времени он может уделять не столько постановке задач, сколько консультации и ревью задач других аналитиков или обучению менее опытных аналитиков. Это может быть как отдельными задачами, так и большой функцией наставничества для новых сотрудников. Аналитик начинает выступать в роли наставника или тим-лида для аналитиков.
Чем дальше – тем больше. От обучения сотрудников внутри проекта, к обучению внутри подразделения, а затем – внутри компании).
Давайте на этом пока остановимся. Потому что next-level это и руководство отделом аналитики, и внешняя экспертиза (выступления на конференциях, обучение за пределами компании) и это уже совсем другая история.
Статья подготовлена при содействии корпоративного университета ИТ-компании «БАРС Груп». Задача корпуниверситета - обеспечить высокий уровень эффективности бизнеса за счет создания системы развития сотрудников и уcиления HR-бренда. Ежегодно более 600 сотрудников проходят внутренние обучения по soft & hard skills.