Пересмотрела я на днях сериал «Берёзка» про наш знаменитый хореографический ансамбль народного танца. И некоторые вещи увиделись другими глазами.
Так, один из главных героев сериала Алексей – талантливый, харизматичный солист, выросший в лучах славы этого коллектива, с замашками классического мальчика-мажора и мечтой попасть в США, как его кумир – Михаил Барышников.
Он женился на девушке, которую вроде любил… Хотя, если подумать – сначала он бросил её вместе с «Берёзкой», сделав ставку на более успешных конкурентов (ансамбль имени Моисеева), чтобы быстрее осуществить свою мечту.
Но вернулся и в коллектив, и к ней («внезапно снова воспылав любовью»), когда «Берёзка» выиграла конкурс на зарубежные гастроли.
И вот мы видим хорошего мальчика Лёшу, который вырос на русской культуре, с детства впитывал народные традиции, мама которого – художественный руководитель легендарного ансамбля. Допускаю, что всё это могло надоесть ему ещё в детстве, и не особо он выбирал, кем быть и на что смотреть. Но сейчас он «звезда» именно этого коллектива, именно он дал ему всё, что у него есть. Он великолепно танцует, но… грезит карьерой Барышникова.
Сейчас-то мы понимаем, что успех Барышникова за границей не был случайностью. Это был «специальный проект», задачей которого было выманить потом множество потенциально ресурсных, талантливых людей из Советского Союза, завлечь их такой же крутой карьерой, которую сделал Барышников. Но по большому счёту, никто не повторил этот успех, и не потому, что они были менее талантливы… Просто нет смысла содержать две-три-пять «витрин», когда одной вполне достаточно. Ведь каждый думал, что те сотни, у которых не получилось, были не так уж и талантливы. Ну или им не повезло, «а мне-то точно повезёт, я точно крутой, и у меня точно всё получится». Да нет, не получится. Не было такой задачи – наводнить западный рынок талантами из России. Стояла задача вытащить этих людей отсюда, из СССР. И создать поток эмиграции, который мы увидели в «святые 90-е».
В этом фильме для меня как-то по-новому проявилось ощущение некоего противостояния советских, русских людей (кто не смотрел этот сериал – искренне рекомендую). Два человека по-настоящему любят друг друга. Но один готов на всё, чтобы попасть на Запад и там закрепиться. А девушка с прекрасным русским именем Варвара (у которой, кстати, в отличие от главного героя, был реальный прототип – Мира Кольцова, бывшая сначала ведущей солисткой, а после смерти Н. С. Надеждиной – художественным руководителем и главным балетмейстером «Берёзки»), ставшая его женой, искренне не понимает, как можно отказываться от дома, от семьи, от любви, от родины, ради какого-то блеска западного мира.
И это не идеология, не пропаганда, это ощущение жизни. В одном из крайних эфиров я касалась того, что «русский» – это прилагательное и в этом нет ничего оскорбительного. Вы можете называть себя великоросом или малоросом, славяно-арием – сейчас терминов развелось, выбирай на любой вкус. Русский же – это объединяющее начало принадлежности к чему-то большему, чем даже государственные границы, чем какие-то политические расклады. Это либо есть, либо нет.
Вот встретились и полюбили друг друга два человека, у одного из которых этого нет, а у другой – есть. А я смотрела и думала, что руками таких людей, как этот Алексей, нашу страну уничтожали. А через таких людей, как Варвара, наша Родина устояла… И продолжила своё возрождение, продолжила вспоминание себя от того жуткого похмельного морока, который был у нас крайние 30 лет. Я как-то вдруг очень глубоко увидела этот водораздел: никто не плохой, никто не злой. Дороги, которые мы выбираем, то, что ведёт нас по жизни – это очень глубинная, сокровенная вещь.
До начала спецоперации, например, многое было непонятно: кто-то мог нам не нравиться, но мы тоже кому-то не нравимся… Счастье сегодняшнего момента в том, что становится понятно, кто есть кто, кто чем живёт на самом деле, у кого что в душе, в сердце.
И ещё я подумала, что «Берёзка» – это берёза. Берёза считается деревом России. Когда Dior презентовал свою коллекцию круизных кружевных нарядов среди берёз, мировая общественность на них ополчилась, а украинцы попытались это всё запретить. Французы недоумённо пожали плечами: мол, берёзы у нас тоже растут, и ничего такого мы не имели в виду. Имели или не имели – непонятно, но сотни европейцев кричали «Dior отменил «отмену русской культуры», а в своих соцсетях Dior все бомбящие комментарии подчищал, а комментарии от русских оставил.
Так или иначе, но берёза ассоциируется с Россией. Берёза – это дерево Бера (настоящее имя медведя – хозяина земли русской) и Берегини.
В чём уникальность России? Что про Россию говорят такого, что принимается всеми, даже врагами нашими принимается? Покров Богородицы (Берегини, Хранительницы) над ней стоит.
А что сейчас происходит? Старцами было предсказано, что Киево-Печерская Лавра будет осквернена, будет захвачена богоборцами. И с момента захвата Лавры останется два лета жизни тем (не знаю, как их назвать интеллигентно), которые сейчас творят всё это на Украине и за её пределами. А что такое Киево-Печерская Лавра? Это один из, третий по счёту, земных Уделов Богородицы. Первый, который считается самым древним, находится в Грузии, в Иверии. Второй – на святой горе Афон в Греции. Третий Удел – это Киево-Печерская Лавра. Четвёртый же, и последний (так было предсказано будущей матушке Александре самой Богородицей) – это Серафимо-Дивеевский монастырь.
Пресвятая Богородица повелела матушке Александре искать место для своего последнего Удела «на севере России», и когда та дошла до него, сказала: «Я осную здесь такую обитель мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете». Обещала всегда посещать место это и взяла под свою защиту и обережество всех местных жителей.
Сейчас много пишут: «больно и горько от того, что происходит с Киево-Печерской Лаврой», «как мы будем жить без Киево-Печерской Лавры». Как мы будем жить, зависит от совокупности факторов. Как жили, так и будем жить. Благодать от Богородицы, которая находится в Киево-Печерской Лавре, уйдя оттуда, останется с нами. В случае каких-то осквернений вся благодать будет собираться именно здесь, на русской земле. Ушла ли благодать из Грузии? Я не знаю, не могу сказать – это сложно, и не человек решает эти вопросы. Гора Афон? Есть предсказания, что придёт время и «гора падёт», что «рано или поздно состоится уход Пресвятой Богородицы с Афона». Киево-Печерскую Лавру, в случае захвата, может постигнуть похожая участь, что предсказана Афону. И тогда незыблемым останется только Четвёртый Удел Богородицы «на севере земли русской». Почувствуйте разницу между «богоизбранными, самыми древними и самыми великими народами», которые решили, что могут всё, что им заблагорассудится… и землёй, хранимой Богородицей...
Дай Бог монахам Киево-Печерской Лавры пройти достойно выбранный ими путь служения Богу: они избрали его сами, им его и проходить – дай Бог!
Понятно, что возвращение Киево-Печерской Лавры выглядит неминуемым. Кстати, так уже было в истории. Когда Киев был захвачен при нашествии Батыя в 1240 лете, Софийский собор, считающийся копией Софийского собора в Константинополе, был разорён, но не разрушен. На полстолетия он остался в запустении. В 1416 лете собор сильно пострадал от нашествия хана Эдигея и смог обрести прежнее величие только во второй половине XV века. После Брестской унии 1596 лета храм и вовсе перешёл в руки греко-католикам и вернулся в православие только в 1633 лете. А в 1929-м Софийский собор был закрыт уже советской властью. Разрушить храм не могли – наверное, понимали или чувствовали, что кара за это настигнет; скотобоен или конюшен в нём не устраивали. А вот православную веру исповедовать было запрещено, зайти в храм для молитвы было нельзя. Во все времена задачей «басурман» разного толка было, чтобы люди верующие полностью вымерли, а храм потихонечку разрушился, как бы сам по себе. Но храм не разрушился. Он стоит.
Осквернения были и в революцию, и раньше. Очередной захват не убьёт веру, не уберёт свет. Он просто в очередной раз проявит, где добро, где зло. Такие вещи, которые происходят в Киеве, возможны только путём накопления определённых согласий, согласий отдельных людей, согласий народа в целом – того, что называется кармой. Поэтому дай Бог им пройти свои уроки.
И дай Бог, чтобы пришло время, когда Покров Пресвятой Богородицы вернётся к своим Уделам и с благословением накроет их. На данный момент, в добрый час, поток берёзки, поток Берегини, поток Богородицы – плат, благословляющий и защищающий Землю Русскую, – стоит над нашей землёй и, в добрый час, ему там оставаться.
И так это и будет, пока в наших сердцах есть вера в добро, в свет, чистота и честность.
Людмила Осипова
#Россия #Богородица #ПокровБогородицы #УделыБогородицы #Иверия #КиевоПечерскаяЛавра #Афон #Дивеево #СофийскийСобор #Берегиня #Березка