Найти тему

"Ворошиловский стрелок" Иван Афонин: что у него общего с Данилой Багровым?

Первый "Брат" вышел в 1997 году. История Данилы Багрова, творящего справедливость, как умеет, вот уже более 25 лет трогает сердца зрителей. Пришедший с войны совсем еще молодой парень стал настоящим народным героем. Уже нет в живых ни Алексея Балабанова, ни Сергея Бодрова-младшего, а их герой - жив.

Всего через два года - в 1999-м - на экраны выходит "Ворошиловский стрелок" Станислава Говорухина. Казалось бы, что общего у молодого Багрова и прожившего жизнь Афонина?

А общее есть.

Первое, что сразу приходит на ум - и у Данилы, и у Ивана - обостренное чувство справедливости. И они ее творят так, как умеют. Оба прибегают к оружию и насилию, но парадоксальным образом зрителю в моменте сложно осудить и затерянного в дождливом Петербурге Багрова, и живущего в уютной Калуге Афонина.

У обоих за плечами - война. Но если Данила только что вернулся из Чечни и война для него не кончилась - мирной взрослой жизни он просто не знает, ему всего 22 года - то фронтовик Афонин на войне был давно. Были в его жизни мирные годы, и наверняка он, работая на железной дороге, думать не думал, что однажды страна, за которую он воевал, резко изменится. А война начнется снова - снаружи и внутри.

Война искалечила жизнь Багрова, а судьба не дала ему и дня мирной жизни во взрослом возрасте
Война искалечила жизнь Багрова, а судьба не дала ему и дня мирной жизни во взрослом возрасте

Афонин словно возвращается на фронт, на котором теперь он воюет плечом к плечу с Данилой Багровым. Боль 1990-х обнаруживается в схожести старого и молодого. Оба - ветераны, но на каких разных войнах они были!

Конечно, у Афонина гораздо более личные мотивы. Внучка Катя - самое дорогое, что у него есть. И над ней совершается насилие, в жестокой отвратительной форме. Как говорит Иван милиционеру Подберезкину: "они не ее изнасиловали, они меня изнасиловали".

Боль внучки становится личной болью Ивана Афонина
Боль внучки становится личной болью Ивана Афонина

Зная, что насильники внучки останутся безнаказанными, он идет на риск, покупает винтовку за бешеные деньги. Сцена покупки оружия на рынке очень напоминает сцену уже из второго "Брата", когда герои приходят за оружием к "Фашисту".

Иван Афонин - человек явно с характером и жизнь свою жил достойно. И творя самосуд, он не чувствует себя виноватым. Жизнь подтолкнула мудрого старика к тому, что вот сейчас - как на войне. Жизнь за жизнь, кровь за кровь.

Старику вновь приходится вернуться на поле боя - за себя, Катю и всех, кого не стал защищать закон
Старику вновь приходится вернуться на поле боя - за себя, Катю и всех, кого не стал защищать закон

Данила Багров только и знает в жизни, что воевать. Он смел потому, что по молодости ему нечего терять. Я писала, что он совершенно не склонен к рефлексии. Живет так, как живется. Если кого-то на его глазах обижают - надо заступиться. И неважно, кто это: проститутка, бомж, контролер в трамвае, трамвайщица, продюсер на радио.

Голосом совести для Данилы выступает немец Гофман
Голосом совести для Данилы выступает немец Гофман

Наверное, если бы герои Ульянова и Бодрова встретились, они бы поняли друг друга. Старик Афонин бы потрепал Данилу по плечу и сказал бы что-то о том, что у него вся жизнь впереди, поэтому стоит жить по совести. А Данила бы пожал плечами, ушел и принес бы небогатому пенсионеру и его внучке продуктов, послушал бы, как играет и поет на гитаре Катя.

Потому что встретил хороших людей, которым можно помочь.

Данила Багров и Иван Афонин - продукты своего времени, когда устав от беспредела люди стали надеяться только на себя. И выживать - как могут, защищая то, что для них дорого.

Если интеллигентный Бодров в жизни был совсем не похож на Данилу Багрова, то Михаил Ульянов говорил, что сыграл практически самого себя. Не в том плане, что и ему приходилось вершить самосуд, а в том, что актер точно так же боялся за свою внучку в те лихие годы.

"Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей". Станислав Говорухин.