Здравствуйте.
Как часто вы задумывались об истине? Спрашивали себя, что, правда, а что ложь? Чему верить, а чему не доверять? Какое знание истинно?
Этими вопросами великие умы задавались с античных времен.
Понятие истины восходит к известному определению, данному Аристотелем в его труде «Метафизика». «Говорить о том, что есть, что оно не есть, или о том, чего нет, что оно есть, ложно, тогда как говорить о том, что есть, то оно есть, а чего нет, того нет, то истинно». Аристотель считал что вещи, которые делают утверждения истинными, являются логически структурированными ситуациями или фактами. Например, факты "человек сидит" или "человек не сидит" лежат в основе утверждения «Он сидит» и «Он не сидит».
Это определение сформировало минимальную версию теории соответствия, которое заложило основу корреспондентской концепции истины.
Корреспондентская концепция утверждает, что истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи). Эта модель, утверждает, что истинность или ложность представления определяется исключительно тем, как оно соотносится с реальностью и как точно оно описывает эту реальность.
Средневековые богословы рассматривали как истину-суждение, так и истину-вещь/личность, как проистекающие или основанные на глубочайшей истине, которой, согласно Библии, является Бог. Их попытки объединить строки из Библии с более обыденным мышлением, связанным с истиной, породили глубокие метафизико-богословские размышления.
Наиболее известна метафизическая версия, представленная Фомой Аквинским: «Veritas est adaequatio rei et intellectus» («Истина есть приравнивание вещи и интеллекта»). Сбалансированная формула Фомы Аквинского «приравнивание вещи и интеллекта» пыталась оставить место для идеи, что «истинное» может применяться не только к мыслям и суждениям, но также к вещам или людям.
Главный положительный аргумент, приводимый сторонниками корреспондентской концепции истины, — ее очевидность. Декарт говорил: «Я никогда не сомневался в истине, потому что это понятие кажется, настолько трансцендентно ясным, что никто не может не знать его… Слово «истина» в строгом смысле означает соответствие мысли ее объекту».
На рубеже 20 века философы стали переосмыслять классическую концепцию, рассматривая проблематику истины в рамках новых философских течений.
Сторонники когерентной концепции истины считали, что истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний.
Существуют два основных варианта когерентной концепции истины.
Первый вводит новое понятие истины как когерентности знаний, которое предлагается вместо прежнего понятия истины как соответствия знаний действительности.
Например, неопозитивисты считали, что иистинность научного знания заключается не в том, что это знание соответствует действительности или какой-то другой части знания, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему.
Именно это свойство самосогласованности является тем референтом, к которому относится понятие истины.
Второй вариант, сохраняя классическое определение истины, утверждает, что соответствие знаний действительности достигается посредством когерентности, т.е. когерентность выступает критерием истины.
Второй вариант может быть представлен трудами логика Решера, в которых когерентность выступает как критерий классически понимаемой истины. Одно эмпирическое высказывание не обладает истинностью само по себе. Все высказывания лишь кандидаты в истинные и становятся таковыми, попадая в подмножество взаимосвязанных высказываний. Определить истинные высказывания означает выделить совокупность взаимосвязанных высказываний.
Сторонники прагматической концепции утверждали, что истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха. Представители прагматизма подчеркивали роль практической активности в познании, которая, как оно полагали, исключает возможность достижения истины в классическом смысле. Истинность в прагматической концепции рассматривается как полезность утверждения (высказывания) для деятельности человека.
Сторонники конвенциональной концепции полагали, что истина — это результат соглашения. Конвенциональная концепция утверждает, что истина - это то, что согласовано или, в некоторых версиях, может быть согласовано определенной группой. Такая группа может включать всех людей или их подмножество, состоящее более чем из одного человека.
Социальные конструктивисты выдвигали тезис, что истина конструируется социальными процессами, исторически и культурно специфична и частично формируется в результате борьбы за власть внутри сообщества. Конструктивисты рассматривали все знания как «сконструированные», потому что они не отражают никаких внешних «трансцендентных» знаний. Скорее, восприятие истины рассматривается как зависящее от условностей, человеческого восприятия и социального опыта.
Маркс были среди других ранних сторонников предпосылки о том, что истина построена или может быть сконструирована обществом. Он, как и многие последовавшие за ним критические теоретики, не отрицал существования объективной истины, а скорее проводил различие между истинным знанием и знанием, искаженным силой или идеологией.
В 20 веке акцент в изучении проблематики истинности сместился на правила употребления самого термина «истина».
Сторонники дефляционной концепции считали, что термин истина не означает реального свойства предложения. Этот тезис частично является ответом на обычное использование предикатов истинности. Например, что некоторая конкретная вещь «... истинна». С этой точки зрения, утверждение, что «2 + 2 = 4 истинно» логически эквивалентно утверждению, что«2 + 2 = 4», а фраза «… истинно» совершенно необязательна в этом и любом другом контексте. Говоря простым языком, фраза «… истинно» обычно не слышна, и это было бы необычным явлением, если бы кто-то использовал эту фразу в повседневном разговоре, утверждая, что что-то истинно.
Сторонники перформативной концепции истины полагали, что утверждение «Снег белый истинно» означает выполнение речевого акта, сигнализирующего о своем согласии с утверждением о том, что снег белый (подобно киванию головой). Сказать, что высказывание истинно, - это не сделать заявление о высказывании, а скорее выполнить акт согласия, принятия или одобрения высказывания. Когда кто-то говорит: «Это, правда, что идет дождь», он утверждает не более чем «Идет дождь». Функция «Это, правда, что ...» заключается в том, чтобы согласиться с утверждением, что «идет дождь», принять или поддержать его».
Дефляционные принципы не применяются к представлениям, не аналогичным предложениям, а также не применяются ко многим другим вещам, которые обычно считаются истинными или иными. Например, предложение «Снег белый» и персонаж по имени Белоснежка, оба в некотором смысле могут быть правдой. Сказать, что «Снег белый - правда» - это то же самое, что сказать «Снег белый», но сказать «Белоснежка - правда» - не то же самое, что сказать «Белоснежка».
Со времен Аристотеля было выдвинуто много концепций истины. Каждая пыталась доказать или дополнить истинность научных знаний и высказываний, но были и такие кто отрицал, что знание или рациональная вера возможны.
Философский скептицизм - это вообще любое сомнение по отношению к одному или нескольким элементам знания или убеждений, которые приписывают истинность их утверждениям и предложениям.
Философский скептицизм принимает разные формы:
Радикальные формы скептицизма отрицают, что знание или рациональная вера возможны, и призывают нас отложить суждение относительно приписывания истины по многим или всем спорным вопросам.
Умеренные формы скептицизма утверждают только, что ничего нельзя знать с уверенностью или что мы мало или ничего не можем знать о «больших вопросах» в жизни, например о том, существует ли Бог или существует ли загробная жизнь.
Религиозный скептицизм сомневается относительно основных религиозных принципов (таких как бессмертие, провидение и откровение).
Научный скептицизм касается проверки верований на надежность, подвергая их систематическому исследованию с использованием научный метод, чтобы найти для них эмпирические доказательства.
Какую концепцию поддерживать, и какой критерий истинности считать правильным – решайте сами.
Главное помнить, что «Истина где-то рядом» и стремится ее познать.
Спасибо, что выслушали меня. До скорой встречи!