Бенуа – одна из самых плодотворных и многочисленных художественных династий. Носители этой французской фамилии находили себя в архитектуре, живописи, театре. Самый известный представитель творческой семьи – художник и критик Александр Бенуа. Но в этой статье расскажу о его брате, менее известном, но не менее талантливом – архитекторе и художнике Альберте Николаевиче Бенуа (1852—1936).
Почему члены семьи Бенуа выбирали творчество? Наверное, когда все вокруг художники и архитекторы, руки сами собой тянутся к карандашу и краскам. Дедушка Альберт Кавос, отец Николай Бенуа - оба они сделали успешную карьеру и прославили своё имя в архитектуре. И у юного Альберта Бенуа не возникло ни тени сомнения, кем быть в будущем.
Александр Бенуа вспоминал, что в детстве часто требовал от старшего брата Альберта или Альбертюса, как он его шутливо называл, нарисовать ему солдатиков или рыцарей: «....(я) до слёз сердился, когда он, не имевший в себе ни малейшей склонности к какой-либо форме милитаризма или к средневековой романтике и вообще предпочитавший изображать деревья, горы и море, нежели человеческие существа и животных, начинал с потрясающей ловкостью набрасывать какой-либо пейзаж. И всё же самая эта потрясающая ловкость постепенно завораживала меня и завораживала до такой степени, что у меня даже начинали по всему телу бегать мурашки».
Альберт Бенуа учился в Императорской академии художеств на архитектурном отделении и одновременно занимался живописью у акварелиста Луиджи Премацци. В 1877 году в год окончания академии Альберт Бенуа представил академикам архитектурный проект «Вокзал в парке близ станции». Работа участвовала в конкурсе на золотую медаль и заслужила высокую оценку. Выпускник мог бы отправиться за границу за государственный счёт как победитель и один из лучших студентов академии. Но Альберт женился во время конкурса, чего участникам делать было нельзя, и лишился такого права.
Возможность поучиться у иностранных коллег и написать десятки европейских пейзажей появилась чуть позднее. Бенуа стал совершенствоваться в акварельной живописи и выставлять свои работы. Совет Академии художеств взял да и подал ходатайство, чтобы отправить одарённого выпускника в Европу, уже как художника-акварелиста. С 1883 по 1885 годы художник путешествовал по Италии, Франции и Испании.
Архитектурных проектов у Альберта Бенуа немного. Один из воплощённых в жизнь – это дача академика Цезаря Кавоса в Петергофе. Всё дело в том, что Альберт Николаевич раз и навсегда полюбил акварель. В разные годы посетители выставок замечали, что картины акварелиста имеют терапевтический эффект. Светлые, детально точные пейзажи, как сама природа, успокаивают вечно беспокойные мысли.
Критики отмечали, что работы Альберта Бенуа отличают чёткий рисунок, внимание к деталям, насыщенный колорит. Обычно акварель сверху ничем не покрывают. А Бенуа, чтобы усилить впечатление, наносил на поверхность рисунка лак.
Альберт Бенуа преподавал в Академии художеств и основал кружок акварелистов (с 1887 года – Общество русских акварелистов). Художник справлялся и с управленческой ролью. Он был хранителем Русского музея императора Александра III (сейчас Русский музей), заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности и участвовал в создании Музея природы северного побережья Невской губы.
Разносторонний и влюблённый в искусство Альберт Бенуа нашёл достойную партию. Он был женат на талантливой пианистке Марии Карловне, дочери музыканта Карла Кинд. И, кстати, сам Альберт обожал музыку и прекрасно играл на фортепиано. Как вспоминал его брат Александр, Альберт никогда не играл по нотам.
Из воспоминаний Александра Бенуа: «Особенно я оценил Альберта-музыканта, когда, благодаря ему же, в нашу семью вступила настоящая музыкантша, блестящая пианистка, “лучшая ученица Лешетицкого” — Мария Карловна Кинд, вскоре затем ставшая Марией Карловной Бенуа, — ибо именно она-то и завоевала сердце Альберта. В первое же свое посещение нашего дома “Маша” должна была показать свое искусство, и действительно, на удивление всем, она исполнила ряд “ужасно трудных” и эффектных пьес. То был, вероятно, Лист, а может быть, Бетховен, а скорее всего А. Г. Рубинштейн — музыкальный кумир тех дней».
У Альберта и Марии Бенуа появилось четверо детей, трое из которых из-за революции и новой власти оказались в разных частях света. Старшая дочь Мария жила с мужем во Франции, Камилла – в Канаде, Альберт – в Китае. А судьба младшего сына Николая-Карла, инженера и основателя звуковой разведки, закончилась трагично. Его обвинили в шпионаже, он и его супруга были расстреляны. Сын, Денис Бенуа, добился реабилитации родителей только в 1956 году.
В 1924 году Альберт Николаевич эмигрировал во Францию к дочери. За рубежом художник продолжал творить, он стал членом Парижской Академии изящных искусств. Интересно, что жизнь дочери акварелиста и пианистки, Марии Альбертовны, была связана с музыкой. Она была оперной певицей, вышла замуж за композитора и режиссёра Николая Черепнина и сына воспитала в атмосфере любви к искусству. Александр Черепнин известен как русский и американский композитор и теоретик музыки.
Понравились работы? Хотите узнать больше о династии Бенуа?
#живопись #семьябенуа #альбертбенуа #русскоеискусство #акварель #акварельныекартины #русскаяживопись #искусство