«Ты будешь слушаться папу?!»
- часто можно услышать от родителей такую фразу, адресованную двухлетним детям.
Ребенок обычно отвечает «Да!», но слушается ли он после этого?
Как у ребёнка растёт уровень послушания и контроль своего поведения с возрастом:
До 3х лет дети следуют за своим внутренним импульсом. Их невозможно заставить что-либо делать. Они пока не могут «слушаться»! Для этого у детей еще не достаточно созрела кора головного мозга, лимбическая система. Они «слушаются», только если их намерения совпадают с намерениями взрослого.
У детей 3х-6ти лет увеличивается способность контролировать свое поведение, они уже умеют сдерживать некоторые свои порывы. Но только лишь на некоторое время.
Например, мама говорит ребёнку:
«Посиди здесь, через 15 минут я вернусь, никуда не уходи. Хорошо?»
Ребёнок действительно понял, что никуда не нужно уходить. Он честно хочет сидеть на месте. Но через 5 минут видит детей, которые рядом играют с яркими игрушками или голубей, за которыми так весело бегать. И бежит! Ему просто не хватает зрелости структур головного мозга для того, чтобы устоять от этого порыва, и он мчится туда, где интересно.
Мама причитает:
«Как ты можешь! Ты не слушаешься меня!»
Ребенок в этом возрасте честно очень хочет слушаться и не хочет, чтобы мама ругалась. Но просто ещё пока не может этого делать.
Только после 6 лет у детей наступает та стадия, когда они могут сидеть и долгое время делать то, что «надо». У них растет сила воли, контроль над собственными импульсами. Именно поэтому дети идут в школу только после 6 лет.
Виктория Толоконникова. Специально для проекта Монтессори.Дети
Вы ожидаете от своего малыша, что он будет слушаться?