Я люблю хоррор и Вархаммер. Из чего следует, что ни один рассказик из серии «Вархаммер хоррор» не останется непрочитанным.
Итак, нынешнее мое чтиво — «Последний взлет Доминика Сероффа» Дэвида Аннандейла, и у меня о нем, естественно, сложилось немного очень личного мнения. Как всегда.
«Последний взлет Доминика Сероффа» — это рассказ, который входит в сборник «Проклятия» (Maledictions) и сюжетно связан с событиями на Армагеддоне и деятельностью легендарного комиссара Яррика. Собственно, из этого рассказа мы и узнаем, что этой деятельностью довольны не все. Лорд-комиссар Серофф и его приятельница — инквизитор Ингрид Шенк — на Яррика в большой обиде и винят его в том, что их личные карьеры пошли наперекосяк. Правда, сам Яррик об этом, вероятно, не знает: он-то сражается на Армагеддоне, а эти двое сидят на планете Эремус. Всю ночь пес на месяц лаял…
Аннандейл — специалист по хоррорам, он читает университетский курс по хоррору, поэтому «Вархаммер хоррор» — серия-подарок не только для читателей вроде меня, но и для него. Здесь он на своем поле. И если с экшеном у него не очень-то ладится — это отмечают все, кто открывал «Проклятие Пифоса» или «Вулкан: Владыка Змиев», — то хоррор он умеет писать очень даже прилично. «Хоррорность» этого рассказа построена не столько на саспенсе, саспенса как раз не особенно много, сколько на бодихорроре. Варп-влияния как концепция дают просто неисчерпаемые возможности для бодихоррора, а также для описания омерзительных трансформаций окружающей среды, и Аннандейл использовал их вполне сочно. Если описание изуродованных тел и всяческой мерзости для вас неприятно, то, скорее всего, он доставит вам несколько тошнотворных минут. Для меня неприятно, но я из таких эпизодов извлекаю катарсис. Впрочем, настоящий ужас рассказа я увидела в другом.
Начинающих писателей обычно мотивируют задуматься, для чего они пишут тот или иной текст. Дэвид не начинающий. Думаю, он сознательно писал этот текст не ради того, чтобы попугать, а ради того, чтобы показать человеческую мелочность и низость. Инквизиция, да и Имперская Гвардия в Вархаммере для этого годятся очень неплохо. Сказать бы — по контрасту с бескорыстными и не ведающими кармообразующих страстей астартес… но финал рассказа в этом смысле преподнесет сюрприз.
Настоящий ужас — в тех самых кармообразующих страстях персонажей, совершенно реалистичных и в целом свойственных людям вообще. Мелочный карьеризм. Зависть. Обиды — обидки, скорее. Чудовищные опыты на живых людях в духе «Отряда 731» (сдается мне, он наряду с ритуалами ацтеков регулярно служит БЛ-писателям источником вдохновения). Готовность пожертвовать миллионами жизней ради личных интересов. А в итоге — обыкновенная трусость и беспомощность перед лицом настоящего испытания. Мы видим двоих стариков на убогой планете, где все организовано из рук вон плохо, экономика загибается, население лишено гражданской сознательности, социалка в ужасном состоянии. Один из них, вообще говоря, несет за эту планету ответственность. Сделал ли он для нее что-нибудь? Какое там — что-то полезной деятельности господина Сероффа и не видать.
Добрая тетя-инквизитор Шенк все еще пытается выполнять свои обязанности и личные научные проекты. Но как она это делает?
По совести, мне иногда становится обидно за инквизицию. Ведь они выполняют крайне нужное и важное дело для Империума, которому постоянно угрожает масса опасностей, от еретических культов до ксеносов и от нападений астартес-еретиков до варп-болезней. Понятно, что в их работе существует немалый простор для злоупотреблений, но загвоздка в том, что нам вечно показывают сплошные злоупотребления. Разве что молодой Эйзенхорн и, пожалуй, Лус Спиноза могут служить образцом честного выполнения своих обязанностей. Ингрид Шенк таковым образцом, конечно, не является ни в коей мере.
Это гримдарк, и это хоррор. Даже если зло наказано, добро никак не торжествует — наоборот. Зло, которое наказывает другое зло, добром не становится. Неплохо бы это помнить и в реальной жизни. И открытый финал не дает никакой надежды на хэппи-энд.
Рассказ показался мне довольно линейным и не лишенным морализаторства. Что хуже, он не очень страшный. Впрочем, тут мое мнение не релевантно: после стольких прочитанных хоррор-историй меня уже мало чем напугаешь. В то же время он вполне годится, чтобы занять вечер. Ну, или день — если вы все-таки боитесь спать после ужастиков.