Найти тему

«Последний взлет Доминика Сероффа» Д. Аннандейла: порок и бодихоррор

Я люблю хоррор и Вархаммер. Из чего следует, что ни один рассказик из серии «Вархаммер хоррор» не останется непрочитанным.

Итак, нынешнее мое чтиво —
«Последний взлет Доминика Сероффа» Дэвида Аннандейла, и у меня о нем, естественно, сложилось немного очень личного мнения. Как всегда.

«Последний взлет Доминика Сероффа» — это рассказ, который входит в сборник «Проклятия» (Maledictions) и сюжетно связан с событиями на Армагеддоне и деятельностью легендарного комиссара Яррика. Собственно, из этого рассказа мы и узнаем, что этой деятельностью довольны не все. Лорд-комиссар Серофф и его приятельница — инквизитор Ингрид Шенк — на Яррика в большой обиде и винят его в том, что их личные карьеры пошли наперекосяк. Правда, сам Яррик об этом, вероятно, не знает: он-то сражается на Армагеддоне, а эти двое сидят на планете Эремус. Всю ночь пес на месяц лаял…

Такие они, имперские комиссары
Такие они, имперские комиссары

Аннандейл — специалист по хоррорам, он читает университетский курс по хоррору, поэтому «Вархаммер хоррор» — серия-подарок не только для читателей вроде меня, но и для него. Здесь он на своем поле. И если с экшеном у него не очень-то ладится — это отмечают все, кто открывал «Проклятие Пифоса» или «Вулкан: Владыка Змиев», — то хоррор он умеет писать очень даже прилично. «Хоррорность» этого рассказа построена не столько на саспенсе, саспенса как раз не особенно много, сколько на бодихорроре. Варп-влияния как концепция дают просто неисчерпаемые возможности для бодихоррора, а также для описания омерзительных трансформаций окружающей среды, и Аннандейл использовал их вполне сочно. Если описание изуродованных тел и всяческой мерзости для вас неприятно, то, скорее всего, он доставит вам несколько тошнотворных минут. Для меня неприятно, но я из таких эпизодов извлекаю катарсис. Впрочем, настоящий ужас рассказа я увидела в другом.

Казалось бы, при чем тут Тифус? Худ. Roman Tishenin
Казалось бы, при чем тут Тифус? Худ. Roman Tishenin

Начинающих писателей обычно мотивируют задуматься, для чего они пишут тот или иной текст. Дэвид не начинающий. Думаю, он сознательно писал этот текст не ради того, чтобы попугать, а ради того, чтобы показать человеческую мелочность и низость. Инквизиция, да и Имперская Гвардия в Вархаммере для этого годятся очень неплохо. Сказать бы — по контрасту с бескорыстными и не ведающими кармообразующих страстей астартес… но финал рассказа в этом смысле преподнесет сюрприз.

Настоящий ужас — в тех самых кармообразующих страстях персонажей, совершенно реалистичных и в целом свойственных людям вообще. Мелочный карьеризм. Зависть. Обиды — обидки, скорее. Чудовищные опыты на живых людях в духе «Отряда 731» (сдается мне, он наряду с ритуалами ацтеков регулярно служит БЛ-писателям источником вдохновения). Готовность пожертвовать миллионами жизней ради личных интересов. А в итоге — обыкновенная трусость и беспомощность перед лицом настоящего испытания. Мы видим двоих стариков на убогой планете, где все организовано из рук вон плохо, экономика загибается, население лишено гражданской сознательности, социалка в ужасном состоянии. Один из них, вообще говоря, несет за эту планету ответственность. Сделал ли он для нее что-нибудь? Какое там — что-то полезной деятельности господина Сероффа и не видать.

Добрая тетя-инквизитор Шенк все еще пытается выполнять свои обязанности и личные научные проекты. Но как она это делает?

По совести, мне иногда становится обидно за инквизицию. Ведь они выполняют крайне нужное и важное дело для Империума, которому постоянно угрожает масса опасностей, от еретических культов до ксеносов и от нападений астартес-еретиков до варп-болезней. Понятно, что в их работе существует немалый простор для злоупотреблений, но загвоздка в том, что нам вечно показывают сплошные злоупотребления. Разве что молодой Эйзенхорн и, пожалуй, Лус Спиноза могут служить образцом честного выполнения своих обязанностей. Ингрид Шенк таковым образцом, конечно, не является ни в коей мере.

Инквизитор: у этих всегда дело в шляпе
Инквизитор: у этих всегда дело в шляпе

Это гримдарк, и это хоррор. Даже если зло наказано, добро никак не торжествует — наоборот. Зло, которое наказывает другое зло, добром не становится. Неплохо бы это помнить и в реальной жизни. И открытый финал не дает никакой надежды на хэппи-энд.

Рассказ показался мне довольно линейным и не лишенным морализаторства. Что хуже, он не очень страшный. Впрочем, тут мое мнение не релевантно: после стольких прочитанных хоррор-историй меня уже мало чем напугаешь. В то же время он вполне годится, чтобы занять вечер. Ну, или день — если вы все-таки боитесь спать после ужастиков.