Однажды Чуковский шел по улице Бармалеева вместе с художником Мстиславом Добужинским в Петрограде.
И Чуковский спросил своего спутника, почему же улица так называется?
Добужинский сказал, что был такой разбойник - страшный Бармалей, в честь него эту улицу и назвали. Тогда Чуковский написал историю про Бармалея.
Как Чуковский взаимодействовал с другими иллюстраторами, можно узнать из новой книги «Корней Чуковский для детей и взрослых» - настоящей антологии советской иллюстрации.
Сначала я решила, что мне нужна книга, чтобы написать этот пост. Потому что не привыкла делать обзор книги без книги. А потом отменила покупку, потому что оказалась не готова к тратам. Но о новинке я вам все равно расскажу, поскольку видела ее на ММКЯ.
Я уже очень давно печалюсь из-за того, что хороших переизданий классических детских поэтов днем с огнем не сыщешь. Даже если там условный Чижиков, дизайн обложки будет таким, что бедный Виктор Александрович там у себя весь извертится.
«Корней Чуковский для детей и взрослых» - это не просто книга, а целый альбом, в котором можно проследить, как менялась детская книжная иллюстрация на протяжении XX века.
Изначально сборник планировался только с иллюстрациями Конашевича, но вошли туда и другие художники.
Для меня иллюстрации Конашевича - это как раз-таки самый-самый родненький Чуковский. Уже потом я впускаю в свое сердце Дувидова и закрываю дверку за Сутеевым.
Но сотрудничество Чуковского с Конашевичем сложилось не сразу. Работа началось со сказки «Мухина свадьба» - так изначально называлась «Муха-цокотуха». И Чуковский назвал иллюстрации Владимира Михайловича к этой сказке… тупыми.
Несмотря на этот факт, они сотрудничали десятилетиями, и Конашевич проиллюстрировал «Муху-цокотуху» не один раз. Чуковский даже стал считать Муху не только своей, но и Конашевича.
В книге можно проследить, как с годами меняется, например, Айболит. Сначала он похож на пухленького Дулиттла, с которого и был списан, а через десятилетия превращается в старичка с аккуратной бородкой.
Вы можете подумать, что картинки, которые нарисованы 100 лет назад, устарели. Но нет, в то время детские художники были великими экспериментаторами. Например, Айболит 1936 года (тогда сказка называлась Лимпопо) представляет собой почти что комикс - каждая строфа сопровождается картинкой (прямо по заповедям Чуковского, между прочим). Художник здесь позволяет себе шутить и добавлять что-то, чего нет в тексте (придумывать правила поведения в трамвае для зайцев, диагнозы в больнице у каждого пациента).
А в 60-е наступает эпоха Диснея, и перед нами иллюстрации Сутеева как раз в духе этого времени.
Книга важна тем, что она собрала не только известных личностей, но и ряд художников, которые сейчас вообще забыты. В конце есть биографические справки обо всех, но даже там не про всех есть достаточно информации.
Все-таки очень хочется заполучить эту книгу в свою коллекцию.
Но не знаю, насколько будет удобен такой громоздкий формат для чтения с детьми.