Найти тему
Рязанские ведомости

Борис Лагода: Театр – искусство живое

Борис Борисович Лагода. Родился в Беларуси в 1964 году. В разные годы работал в Минске, Новосибирске, Омске, Томске, Иркутске, Республике Коми, Иванове, Саратове и других городах.
За последние 10 лет осуществил постановку 39 спектаклей различных жанров, более 50 концертов. Написал около 10 пьес и либретто. Провел 5 международных фестивалей.
Сыграл в театре Короля Лира, Фамусова и Призрака отца Гамлета. А свою первую театральную постановку сделал, когда служил в армии.
Спектакль «Кто здесь?!» – 144-я постановка в «личном зачете» режиссера.
Борис Борисович Лагода. Родился в Беларуси в 1964 году. В разные годы работал в Минске, Новосибирске, Омске, Томске, Иркутске, Республике Коми, Иванове, Саратове и других городах. За последние 10 лет осуществил постановку 39 спектаклей различных жанров, более 50 концертов. Написал около 10 пьес и либретто. Провел 5 международных фестивалей. Сыграл в театре Короля Лира, Фамусова и Призрака отца Гамлета. А свою первую театральную постановку сделал, когда служил в армии. Спектакль «Кто здесь?!» – 144-я постановка в «личном зачете» режиссера.

Через неделю Рязанский областной театр драмы представит премьеру

Криминальную комедию «Кто здесь?!» ставит новый художественный руководитель театра Борис Лагода. Вот почему недавняя наша встреча вместила и знакомство, и разговор о театре, и размышления о готовящейся постановке.

Про главное

Худрук сразу взял слово:

– Сразу скажу рязанскому зрителю главное: мы будем стараться делать репертуарную афишу разнообразной и интересной. Потому что театр обязан всегда подпитывать зрительский интерес. Конечно, у театра остается и воспитательная функция. Ее никто не исключал. В этом смысле у нас есть и будут спектакли по «Пушкинской карте» для молодежи. Театр обязан воспитывать. Театр обязан прививать вкус.
Такие комедии, как «Кто здесь?!» показывают, как поступать нельзя. Антиматериал тоже учит. И, конечно, мы всегда хотим, чтобы спектакли Рязанского театра драмы отличались вкусом и качеством. Потому что самое главное в театре – это когда человеку, купившему билет, интересно. Когда ему хочется плакать, переживать, смеяться. Когда зритель получает откровение. Когда он переживает катарсис.

-2

Что увидит зритель?

– Почему для премьеры Вы выбрали этот спектакль?

Б.Л. – Эта комедия, как легкая прогулка. Чтобы прийти в театр с семьей и друзьями отдохнуть, расслабиться, посмотреть комедию положений, посмеяться над персонажами, над их пороками, а в чем-то, может, и себя узнать. И вместе с тем получить заряд хорошего настроения.
Театр – живой организм. У нас была запланирована другая постановка. Но, в силу обстоятельств, мы приняли решение: вместо одного большого классического спектакля поставить две комедии, задействовав в них максимальное число актеров.
«Кто здесь?!» – спектакль по моей пьесе «Воры», написанной когда-то для Котласского драматического театра. А вообще сейчас решаем задачу – сбалансировать репертуар, увеличив в нем долю классики. Уже вышло «Доходное место» (режиссер Арсений Кудря) к юбилею А.Н. Островского, поставили «Двенадцатую ночь» У. Шекспира (режиссер Юрий Печенежский). Дальше у нас в планах – «Три сестры» А.Чехова в моей постановке. Затем будет еще одна комедия. И потом – «Женитьба» Н. Гоголя (ее будет ставить Максим Ларин).
Театр должен учитывать в своей работе абсолютно разные категории зрителей. И тех, кто не был ни разу, и тех, кто придет к нам впервые, и тех, кто постоянно приходит в наш театр. В конечном итоге мы работаем на рязанского зрителя, а он многообразен и многослоен. И мы хотим, чтобы приходили совершенно разные зрители. Этой разносторонностью и определяется репертуарная палитра театра. Русская классика, зарубежная классика, современные российские и зарубежные авторы.

-3

Вполне театральный город

– Вы работали во многих российских городах. Успели узнать Рязань и наших зрителей? Поделитесь впечатлением.

Б.Л. – Зритель разный, и это хорошо, в каждом театре он свой. На фоне многих других городов могу сказать, что Рязань – вполне театральный город. Хотя мы с вами понимаем, что в любом городе процент населения, посещающего театр, очень мал. Но публика рязанская – очень хорошая. Радует то, что люди соскучились по театру. И дело не только и не столько в том, что пандемия закончилась. Думаю, люди наелись телевизионного шоу, которое по восемьсот раз кочует с канала на канал. А театр – искусство живое, сиюминутное. Живое общение актера и зрителя в театре на сегодня – самый дорогой и востребованный продукт. Люди хотят общаться вживую, испытывать живые чувства, те, которые рождаются здесь и сейчас – на этой сцене, в этом зале. Человек уходит из театра одухотворенным, парящим над ежедневной суетой.
Труппа у нас замечательная и высокопрофессиональная. В коллективе я почувствовал атмосферу доверия и дружбы, что сегодня не часто встретишь. Артисты чувствуют себя в театре свободно, раскрепощенно. Это, безусловно, заслуга директора театра Семена Борисовича Гречко.
Самое главное в коллективе – атмосфера, потому что в плохой среде ничто хорошее ни зародиться, ни сохраниться не может. Плохая среда убивает желание творить, свободу, радость сотворчества и любви. Рад, что оказался в этой очень благоприятной для работы и творчества среде.

-4

Один в двух лицах

Борис Лагода – художественный руководитель и режиссер. И об этих двух своих ипостасях высказался ярко:
– Любой режиссер знает, чего он в итоге хочет добиться. И какой спектакль, и о чем он хочет ставить. У каждого профессионального режиссера – свой почерк и свой стиль и метод работы. Как руководитель и режиссер я, естественно, диктатор. Моя модель театра – это жесткий диктат творческого лидера при соблюдении демократических прав и свобод артистов.
Я очень люблю актеров, люблю сотрудников всех театральных цехов. Говорю об этом не ради дешевого популизма, это было бы глупо. Тем более что я – дяденька в возрасте (улыбается). Просто я очень уважаю человеческий труд, и для меня в театре нет второстепенных профессий. Мне одинаково ценен хороший плотник, и хороший бутафор, и хороший актер, и хороший костюмер. Потому что театр – это тот организм, который не может без единой системы нормально функционировать. Как один большой механизм сломается без винтика, так и театр не сможет нормально работать. Поэтому я ко всем театральным людям отношусь одинаково уважительно. Считаю, без уважения к труду, понимания и любви в первую очередь, конечно, к артистам, как к основному цеху, тетра не бывает. Артисты – хлеб и соль любого театра. Когда ты, как режиссер, понимаешь и видишь, что стоит за их работой над образами, какая идет пахота, ты их, естественно, уважаешь и ценишь.
Самое главное для режиссера – увлечь актерский коллектив своей идеей. Может, и хорошо, что начал свою работу с несложной постановки, потому что сейчас происходит наше знакомство с труппой, притирка с актерами. Только в процессе взаимного сотворчества можно друг друга узнать и понять. А поскольку у нас в труппе практически все – ярко выраженные индивидуальности, то, как режиссер, я ищу к каждому свой подход.

Про идеальный театр

– На самом деле идеального театра нет нигде в мире. Модель идеального театра – утопия и для актера, и для режиссера, и для директора. Всегда будет не хватать финансов, технической оснащенности и т.п., потому что все в мире постоянно развивается.
Идеальный театр случается тогда, когда при постановке отдельного спектакля в отдельно взятом коллективе вдруг максимально все компоненты сложились, и от творческого замысла до реализации ты прошел с потерей в пять-семь процентов.
При этом настоящий спектакль можно создавать на пустой сцене и с одним стулом. Примеры такие есть. Каждый режиссер по-своему трактует любую пьесу любого классика и в постановке выражает свое прочтение. Иначе как? Зачем делать очередную кальку? Хочется, чтобы спектакль был совершенно живой, страстный.

– Расскажите немного о себе.

Б.Л. – Я постоянно учусь, открываю что-то новое для себя. Повторяться не люблю. Мне нравится саморазвиваться, расти. Новое и сложное создает мотивацию творить. Поскольку, если человек считает, что всего достиг, то ему надо брать простынку, идти на погост, ложиться там и ждать, когда придет Большое Ничто (улыбается).

– Спасибо за интересную беседу.

Беседовала Людмила Трухина
Фото предоставлено пресс-службой Рязанского областного театра драмы

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь! Ставьте лайки!

Другие материалы Людмилы Трухиной:

Рязанские театры отметили профессиональный праздник
Рязанские ведомости29 марта 2023
Услышать «Голоса истории» смогут посетители музея-заповедника «Рязанский кремль»
Рязанские ведомости14 декабря 2022

#рязанские ведомости #рязань