Мифологический персонаж обычно женского пола. В народном фольклоре России и Беларуси описывается как старушка или женщина в неряшливой одежде, с длинным носом, спутанными волосами, выпученными глазами, огромными зубами. Вместо рук и ног у неё могут расти куриные или мохнатые лапы длинными когтями.
Существует стереотип, что Кикимора обитает непременно на болоте. Согласно народным представлениям, в основном, жили эту существа в домах, иногда в хозяйственных постройках, банях, прятались в заброшенных зданиях. Об этом говорится в исследованиях доктора филологических наук, исследователя славянской мифологии Елены Левкиевской (словарь "Славянские древности"); с ней согласна советский историк Мария Власова ("Энциклопедия русских суеверий"); в этом уверен создатель "теории основного мифа" Владимир Топоров и его коллега культурный антрополог Вячеслав Иванов (Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период) и многие другие учёные.
В отличие от домовых, наличие которых в доме считалось славянами добрым знаком, Кикимора считалась "нечистым" духом. Злобная старушка за печкой приносила в дом проблемы, несчастья, мелкие и крупные бытовые неурядицы. Местообитание "за печкой" отмечено в работах всё той же Марии Власовой. По другим версиям мифологическое существо могло скрываться на чердаке или в подвале.
Днём Кикимора спит, а по ночам начинает отравлять жизнь обитателей дома. В доме слышались странные звуки, падали стулья, работала прялка, кто-то охал, выл и гремел посудой. Чаще всего нечисть невидимая, но существуют былички, в которых Кикимора предстаёт перед человеком в реальном обличии. Причём, не только ночью, но и днём.
В Новгородской губернии считалось, что Кикимора начинает активничать в ночь перед Рождеством или на Святки. Жителям других областей страны повезло меньше - они страдали от существ круглый год.
Откуда взялась легенда о Кикиморе за печкой?
В народных поверьях говорится, что Кикиморы могли произойти от погибших неправильной, не своей смертью некрещёных детей. В Кикимор вырастали похищенные и воспитанные нечистью дети. Ими становились женщины, лишившие себя жизни, потерявшиеся в лесах и болотах, не похороненные традиционно.
Призвать в дом Кикимору мог недовольный печник, обладающий способностями к колдовству. Их на Руси старались не обижать, относиться уважительно и всегда оплачивать работу. Иначе печник, желая отомстить нерадивым работодателям, мог подложить в кладку печи заколдованный предмет. Например, маленькую куколку, на зов которой приходила Кикимора. Или сделать подклад, который откроет нечисти дорогу в жилище.
Существует объяснение появления таких поверий. Вероятно, большинство обиженных печников, после работы которых за печкой появлялась Кикимора и выла по ночам, не являлись колдунами. Неправильная кладка печи, ошибка в выведении дымохода и другие ошибки мастеров - вот объяснения непонятным звукам, которые народная фантазия приписывала Кикиморе.
Но подклады вполне могли быть. Самый известный - это баночка с ртутью и иголками (булавками). Если спрятать такое в кладку печи, то при нагреве будет появляться скрипящий\звенящий звук. Вот такая магия, которую автор не проверял)
А что с болотом?
В болотах Кикиморы тоже обитали. Ими становились утопленницы или погибшие в чаще женщины. Они завлекали в топи новых жертв. В некоторых поверьях их называли жёнами Лешего.
Из-за того, что в сказках чаще всего объединяется именно лесная нечисть - Водяной, Баба-Яга, Леший, нам ближе образ именно болотной Кикиморы.
.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ! Здесь много интересного!