Заседание в Западно-Казахстанском областном суде выдалось жарким. За день коллегия успела выслушать все стороны конфликта и вынести решение, отказав ТОО «Кублей» в удовлетворении апелляционной жалобы. Orda.kz побывала на месте событий
Судебные разбирательства завода «Кублей» с акиматом Уральска и застройщиком ИП «Ирменова Ж.С.» идут уже третий год. Проблемой стало строительство жилых домов в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) консервного производства на промышленной зоне города в 2019 году. Одно здание находится за пределами 100-метровой зоны. Его успели ввести в эксплуатацию, а три других ещё нет. Застройщиком выступило ИП «Ирменова Ж. С.», принадлежащее Жанар Ирменовой, жене известного в ЗКО бизнесмена.
Против чего выступает ТОО «Кублей»? Если в пределах санитарно-защитной зоны завода будут жить люди, то в 2024 году производство не получит новое санитарно-эпидемиологическое заключение. А следовательно, ни о каком разрешении на работу и речи быть не может. Кроме того, «Кублей» лишится сертификатов соответствия на продукцию, а Казахстан – отечественного товаропроизводителя.
Почему ответчиком стал акимат? Именно из-за плана детальной планировки (ПДП) улицы Циолковского, 1, подписанного в октябре 2019 года, стартовало возведение жилых домов. В июле 2020 года городская администрация изменила целевое назначение участка с обслуживания производственных зданий на строительство многоквартирных домов.
Судебное дело дошло до Верховного суда, откуда его вернули в суд первой инстанции. Потом было решение апелляционной коллегии по гражданским делам Западно-Казахстанской области, которое потребовало Специализированный межрайонный экономический суд Уральска всё-таки вынести решение. Подробнее об истории конфликта можно прочитать здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Читайте также
Проблемой едины
Оказывается, с нарушением санитарно-защитной зоны казахстанские производители сталкиваются достаточно часто. В Жезказгане в 1958 году начал работать медеплавильный завод. Сейчас на территории его санитарно-защитной зоны построили дома, где живут люди. Решить вопрос пытаются при активном содействии акимата.
В Каскелене, Алматинская область, на 500-метровой СЗЗ кирпичного завода ТОО «Сапалы Кесек» построили начальную школу и дома. Появились объекты из-за расширения территории застройки. Чтобы сохранить предприятие, предпринимателю пришлось переносить производственные печи к крайней границе завода. Никто ему не возместил деньги, потраченные на переоборудование. Также никто не уточнил, почему на СЗЗ завода кто-то построил учебное и жилые помещения.
Читайте также
Приглашение посетить завод в Уральске
Но вернёмся к судебному заседанию «Кублей» против акимата. На это раз на него пришло меньше людей. Большинство покупателей квартир по улице Циолковского, 1 выписали доверенности на представителей своего дома.
Стоит отметить, что на месте ответчика сидел не адвокат акимата Уральска Ербулат Каримов, а представители застройщика и её мужа, Роберта и Жанар Ирменовых. Юрист городской администрации разместился среди жителей и оттуда следил за ходом разбирательства. Изначально он сидел на первом ряду. Но после небольших изменений в увеличении количества скамеек, Каримов оказался во втором ряду, отказавшись пересаживаться.
В прошлый раз представители консервного завода ходатайствовали о выездном заседании по адресу Рыбцех, 55. Там, по уверениям местных жителей, находится основное производства ТОО «Кублей». Но суд в ходатайстве отказал, поэтому адвокаты пригласили судей лично посмотреть на создание консервов по улице Потанина 13/3.
«Просим судебную коллегию выехать на Григория Потанина, 13/3. Мы считаем, что это имеет существенное значение, потому что судебное решение основано на том, что на Григория Потанина, 13/3 отсутствует завод. Если мы ознакомимся с видеозаписью на выездном заседании, оно ненадлежащего качества, цеха не сняли полностью. Мы просим, уважаемый суд», – сообщил Жанибек Башанов. Судебная коллегия позже отказала в удовлетворении ходатайства.
Кроме того, адвокат консервного завода просил исключить некоторые доказательства из числа допустимых (отказали). Среди них видеозапись и фотографии с обращением вкладчиков жилых домов, а ещё комментарий в Facebook. Башанов сообщил, что ранее в суде они не были представлены и появились каким-то образом позже.
Юрист «Кублей» Жанибек Башанов попросили добавить ещё трёх представителей и дать им слово – каждому по 5 минут. Сторона акимата, застройщика и третьих лиц требовала отказать в удовлетворении всех ходатайств. В итоге судебная коллегия удовлетворила только одно. Новых представителей консервного завода выслушали. Они рассказали о работе завода, о возможных сложностях, с которыми столкнутся 700 сотрудников и их семьи в случае закрытия производства из-за проигрыша в суде.
Странности от ГАСК: как ввели дом в эксплуатацию, если документов не было
Как мы и писали ранее, разработка котлована началась ещё в 2019 году. 2,1 га земли по улице Циолковского, 1 принадлежали ТОО «АзияТехСтрой». Участки ИП «Ирменова Ж. С.» выкупил только в марте 2020 года. Примерно тогда же застройщик начал реализовывать квартиры. Кто-то выкупал жилые помещения сразу, а кто-то их «бронировал». По словам адвоката «Кублей» Евгения Прицкера, последнее является нарушением законодательства и относится к привлечению дольщиков для строительства.
«Требование иска связано с действиями и бездействиями акима и государственных органов. Это не спор между хозяйствующими субъектами и тем более спор с жителями. Верховным судом было установлено в обязательном порядке рассмотрение разрешения на привлечение денег по долевому участию и строительству и рассмотрение вопроса об отсутствии разрешения на строительство. Вроде, это не имеет отношения к требованиям к акимату, но по закону имеет прямое отношение. Потому что за этим должен следить местный исполнительный орган – акимат. Наличие стольких людей на судебном заседании в качестве третьих лиц связано именно с бездействием акимата. В суде первой инстанции ни один вопрос не рассмотрели», – заявил представитель ТОО «Кублей» Евгений Прицкер.
В ГАСК заявили, что в 2020 году проверку провели и выявили нарушения. Среди них: отсутствие уведомления о начале строительно-монтажных работ, проектно-сметной документации, технического и авторских надзоров и положительного заключения экспертизы. Самое интересное, что Жанар Ирменова должна была приостановить работы и устранить неточности.
«Однако письма или каких-либо других документов, что строительные работы приостановлены, нет. ИП Жанар Ирменовой всё-таки разработало проектно-сметную документацию, 4 проекта на 4 дома. Проведена экспертиза данных проектов, также получено заключение экспертизы. Уже в 2021 году подано уведомление о начале производства строительно-монтажных работ. В данных уведомлениях отказали, потому что с 28 декабря 2020 года приостановлены действия некоторых разрешительных документов (По решению Западно-Казахстанского областного суда от 28 декабря 2020 года – прим. ред.)», – объяснил представитель Управления государственного архитектурно-строительного контроля Западно-Казахстанской области.
Тут и начинаются некоторые фантастические нестыковки. Пока никто не проверял, остановили ли стройку, первый дом ввели в эксплуатацию. Это произошло, по словам владелицы квартиры Динары Кисабековой, 30 октября 2020 года.
Как первый дом могли заселить и подключить ко всем инженерным коммуникациям, если документов не было?
Или представитель ГАСК оговорился? А если нет, то как такое вообще могло произойти? Стоит отметить, что второй дом продолжили достраивать уже после запрета, и даже подключили к коммуникациям. Несмотря на отсутствие ввода в эксплуатацию, некоторые жильцы уже сделали ремонт и заселились. Об этом они не раз рассказывали в суде.
Закулисные игры: застройщик ввёл жителей в заблуждение
ТОО «Кублей» присвоен IV-класс опасности, минимальная СЗЗ для которого составляет 100 метров. Это не значит, что вокруг завода должна быть буферная зона, только у источников выброса. Сейчас она регламентируется санитарно-защитным заключением, которое действительно до 2024 года. Для получения нового документа производителю необходимо три года собирать натурные исследования и измерения.
«Санитарно-защитное заключение за №205 выдано от 4 ноября 2015 года. Согласно действующему законодательству, проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки: предпроектной и проектной документации. Проектирование и обоснование осуществляется хозяйствующим субъектом. Обоснование размера СЗЗ является подтверждением размера зоны, определяемой для работы в штатном режиме на полную проектную мощность. У «Кублей» есть действующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Когда они будут получать окончательную санитарно-защитную зону, будет действовать то заключение, которое ранее выдано», – поделилась руководитель Уральского городского управления санитарно-эпидемиологического контроля Гаухар Дуйсегалиева.
Во время судебного заседания адвокаты застройщика и жильцы квартир заявили, что ИП предлагало ТОО купить итальянскую технику для уменьшения количества выбросов. Такое предложение, действительно, поступало во время попытки медиации ещё в 2020 году, но согласиться на него, не нарушив закон, невозможно.
«ИП «Ирменова» согласились поставить эти очистительные сооружения, чтобы ТОО «Кублей» не понёс никаких материальных затрат. Но ТОО отказалось», – сообщила Динара Кисабекова председатель ОСИ «Циолковского 1, корпус 1».
Вот только каким образом Жанар Ирменова могла бесплатно передать дорогостоящий товар не подконтрольной компании? Даже если бы его доставили в Казахстан, «Кублей» не смог бы поставить его на баланс, потому что оформить технику в дар не получится. Жанар Ирменова не меценат. ТОО «Кублей» ей не принадлежит, а, следовательно, и эксплуатировать технику не выйдет. В конце концов подобную передачу собственности можно посчитать и «взяткой».
По версии жителей, Жанар Ирменова бесплатно предлагала ТОО отдать квартиры в третьем и четвёртом доме, чтобы решить конфликт. Как только представитель завода опроверг информацию, местная жительница Алина Курманова поменяла свою точку зрения.
«Сама Жанар Сапаровна на пресс-конференции сказала чётко и ясно: «Мы предлагали представителям «Кублей» тот дом, который заходит к ним на санзону, эти два подъезда отдать представителям «Кублея». Бесплатно. Она сказала два подъезда отдам, чтобы вы своих людей заселили. У них есть общежитие на Мирзояна, два квартала от «Кублея», а это рядом с ними бы стоял. Никто бы не мешал, люди бы жили. Он бы вам сдавал не за миллионы тенге, как своим работникам за премии, за что-нибудь ещё. (После упоминания о ценовом предложении, поменяла точку зрения – прим. ред.). Вы хотите, чтобы вам бесплатно давали, нам никто их бесплатно не даёт», – рассказала жительница по улице Циолковского 1, корпус 2 Алина Курманова.
Но даже покупка квартир и переделка их под общежития для сотрудников не помогла бы заводу. Закон достаточно суров – в пределах санитарно-защитной зоны не должно быть жилых помещений.