Найти в Дзене

Алексей Сабадаш: «Это не отказ в соцобслуживании, а помощь»

Оглавление

Согласно новому закону, при наличии определенных заболеваний пациенту будет временно отказано в социальном обслуживании во всех формах: на дому, в полустационаре и стационаре.

Фото: Dominik Lange / Unsplash
Фото: Dominik Lange / Unsplash

Минздрав составил список противопоказаний, из-за которых откажут в предоставлении специалиста-сиделки.

откажут на дому при: туберкулезе любых органов и систем; острых инфекционных заболеваниях или хронических инфекционных заболеваниях в стадии обострения, тяжелом течении и заразных для окружающих, а также лихорадке, сыпи неясной этиологии.

откажут в стационаре или полустационаре при всем перечисленном, а также: лепре; эпилепсии с частыми припадками; гангрене и некрозе легкого, абсцессе легкого; тяжелых хронических заболеваниях кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым шелушением; злокачественных новообразованиях, сопровождающихся обильными выделениями; пороках развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания; заболеваниях, осложненных гангреной конечности; трахеостоме, каловых, мочевых свищах, пожизненной нефростоме, стоме мочевого пузыря, не корригируемом хирургически недержании мочи.

Перечень разрабатывали с учетом рекомендаций врачей — дерматовенерологов, инфекционистов, кардиологов, онкологов, психиатров, хирургов, специалистов по ВИЧ-инфекции и токсикологии.

В Минздраве подчеркнули, что отказ в соцобслуживании — временный, и возобновить поддержку можно будет сразу после пройденного курса медицинской помощи и выздоровления пациента. Это необходимо в первую очередь для защиты самого пациента, социальных работников и окружающих.

Президент России Владимир Путин подписал закон в декабре 2022 года. Он вступил в силу в марте.

Алексей Сабадаш, председатель правления ассоциации «Патронаж», рассказал АСИ, что для НКО, осуществляющих социально-бытовой уход, с принятием закона мало что изменилось.

«У многих организаций — как коммерческих, так и некоммерческих, — в договорах были указаны критерии, при которых они не брали на обслуживание. Часть из них была из перечня Минздрава. Теперь эти противопоказания просто заработали на законодательном уровне», — объяснил Сабадаш.

Почему людям с заболеваниями из списка откажут в соцобслуживании?

«Если у человека присутствует любое из перечисленных заболеваний, ему нужно обращаться в медицинское учреждение, социальные работники не занимаются лечением. Их задача — осуществлять социально-бытовой уход. Это не отказ в обслуживании, а защита обеих сторон», — считает Алексей.

Сабадаш подчеркнул, что, согласно профессиональному стандарту, сиделки должны уметь оказывать первую, — но не медицинскую — помощь.

Как правило, многие из них обладают какими-то медицинскими навыками, так как зачастую это бывшие медсестры, санитары или массажисты, но в рамках их нынешних компетенций они обязаны выполнять исключительно социально-бытовой уход.

Кого защищает новый закон?

«Он защищает не только соцработников от возможного заражения, но и общество в целом. Как бы страшно это ни звучало, но люди с подобными заболеваниями действительно должны быть изолированы от всех, кроме сотрудников инфекционных отделений, которые обладают спецзащитой и предпринимают меры предосторожности», — говорит Алексей.

Сабадаш привел в пример «серых» сиделок, работающих вопреки законодательству. После контакта с людьми с туберкулезом, они идут в магазин, к своим родственникам, общаются с другими сиделками, которые, в свою очередь, могут посещать пожилых людей. Все это приводит к распространению смертельно опасных заболеваний.

А почему тогда в списке есть незаразные заболевания — онкология, эпилепсия?

«Новообразования надо лечить. Какая сиделка их вылечит? А что касается эпилепсии… Один раз передо мной на дороге машину в потоке развернуло на 180 градусов — оказалось, у водителя-эпилептика случился приступ. Такие люди представляют техногенную угрозу — как для себя, так и для общества. Далеко не все сиделки знают, как справляться с приступами эпилепсии», — объяснил Алексей.

Что делать тем, кому нужна сиделка, но их болезнь уже или в принципе невозможно вылечить?

«У нас в России прекрасно развита система хосписной помощи и паллиатива. Там оказывают услуги очень качественно, создают специальные условия проживания и применяют необходимое обезболивание», — ответил Сабадаш.

В случае, если больной уже обратился в социальную службу, задача сиделки — продлить жизнь человека, отказав в своих услугах и направив получать специализированную медицинскую помощь. Такие законы позволяют «вмешаться» в жизнь человека социальным службам и помочь ему начать путь выздоровления.

Больше новостей и статей – на сайте АСИ. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Если вам понравились наши материалы – ставьте лайк. Это очень важно для нас.