Найти тему
ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

КОЛЛЕКТИВИЗМ - ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Коллективизм и индивидуализм – одни из наиболее важных понятий, изучающихся в социальной психологии и социологии. Главный смысл коллективизма заключается в том, когда для индивида важнее интересы группы, нежели свои собственные. Само слово «коллективизм» произошло от латинского colligo – соединяю, объединяю. Можно сказать, что коллективизм – это особенность, характерная черта общественных отношений и принцип морали, выражающий товарищество, солидарность, единство и общность интересов людей, их преданность общему делу. Сегодня коллективизм стал базовым принципом идеологического противостояния между тоталитарными, в том числе гедонистическими, основами империализма (капитализма) и гуманистическим идеализмом социалистических и коммунистических общественных построений. Коллективизм в корне противоположен индивидуализму и эгоизму. И данная дилемма не просто насущна, её основы отражают существующие противоречия в обществе, одновременно определяя наиболее эффективные перспективы развития.

Чтобы рассмотреть понятие «коллективизм» более детально, определимся с пониманием того, что же такое коллектив. В социальных и психологических науках его принято понимать как особенное качество группы, которое связывается с общим занятием. Однако данное качество присуще не всем социальным группам, а только тем, где имеются сформированные в результате общей деятельности определенные черты. При этом для всех членов команды они являются очень важными. Примечательно, что коллективистский склад характеризуется исключительно добровольным членством. Если индивид не разделяет общие ценности, то никогда не станет членом того или иного сообщества. Наиболее важным фактором коллективизма является общее стремление – фактор воодушевления, направляющий человека на то, чтобы он полностью и целиком посвящал себя обществу, а также оно позволяет индивиду получить удовольствие от членства в таком коллективе. Человек, которого можно назвать коллективистом, всегда заботится не о себе, а о своём коллективе. Для него социальная идентичность гораздо важнее, нежели собственное «я». Но не будем идеализировать само понятие коллективизма, так как коллективизм как все явления бытия может быть ориентирован как на созидательные действия, так и на разрушительные мотивы. Само по себе явление коллективизма ещё не говорит о нравственной составляющей своего проявления. Коллективизм позитивен только когда является осознанным шагом самосознания личности в стремлении расширить сферу своих интересов от индивидуализма к служению большему и общему. Так при социализме и коммунизме коллективизм становится общим принципом нравственного поведения человека, соответствующим господствующим социальным отношениям, что конечно кардинально противоположно собственничеству и тоталитаризму.

В научных кругах считается, что основоположником теории коллективизма был американский психолог греческого происхождения Гарри Хараламбос Триандис. Он утверждал, что между людьми есть определенные связи, их можно назвать заботливостью. Если человек является коллективистом, то он заботится о членах сообщества. При этом социальные группы оказывают на поведение индивидов очень большое влияние. Но о коллективизме, как о социальном явлении, конечно же, заговорили значительно раньше, ведь его происхождение близко к начальным формам самоорганизации людей первобытного строя. В данном случае можно сказать, что коллективной основой первобытных сообществ была материальная общинная собственность на средства производства. В таком сообществе коллективистские отношения воплощались в узах родства, общих потребностях, взаимопомощи в труде, в уравнительном распределении продуктов труда и охоты. Стоит отметить, что идеализация коллективизма не редкое явление в философских трудах. Так у Фейербаха коллективистские идеи нашли выражение в учении о морали, основными принципами которой были якобы свойственное людям от природы сердечное влечение друг к другу и стремление к счастью. Истинная мораль, по Фейербаху, «...не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, не знает и не хочет никакого изолированного счастья, обособленного и независимого от счастья других людей. Она знает только товарищеское, общее счастье». В свою очередь, важную роль в развитии коллективистских идей сыграли учения представителей утопического социализма (Мор, Кампанелла, Морелли, Мабли и другие). При своеобразии взглядов каждого утописта в целом для их высказываний характерно отрицание частной собственности и выдвижение проектов организации общественного производства, объединяющего людей в единый коллектив. Принцип коллективизма был включён в систему Бабёфа, который выступил от лица пробуждавшегося пролетариата с планами установления во Франции коммунистического строя, «общества равных». В XIX веке коллективистские идеи получили развитие в сочинениях Оуэна, а Сен-Симон разработал проект мероприятий с целью «...поставить человека в такое положение, чтоб его личные интересы и интересы общественные постоянно находились в согласии». Фурье в учении о человеческих страстях и «социетарном строе» пытался обосновать необходимость возникновения такого строя, который способствовал бы удовлетворению присущих человеку страстей, согласованное действие которых «порождает страсть коллективную», и привёл бы к полному расцвету страсти «гармонизма». В свою очередь Маркс и Энгельс определяли, что «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

Рассматривая эти философские и социально-политические воззрения, стоит отметить, что коллективизм может иметь как централизованную структуру своей организации, так и децентрализованную. Централизованная коллективность предполагает наличие выборной системы и определение иерархии своей самоорганизации с утверждением руководства и соответствующего управленческого аппарата. Децентрализованный коллективизм имеет несколько иную форму своей организации и предполагает реализацию равноправия и самоуправления обществом через активность, участие и компетентность каждого члена общества. В данном случае становится уместным упомянуть слова из «Манифеста идеального Общества», где определено, что открытое Общество возможно только при условии построения децентрализованной гуманистической системой социальной коммуникации. Само упоминание гуманизма в данном случае говорит о наличии духовно-нравственных основ в таком обществе, а значит в основе мировоззрения каждого отдельного человека, осознающего не только свою личность и своё место в мироздании и Обществе, но и коллективные интересы такого объединения.

За последний век человечество стало мобильным, интегрированным, преодолев многие препоны территориальных и пространственно-временных ограничений, изменив ход своей истории и получив шанс перейти от диктатуры невежества и технической узурпации к росту нравственной организации жизни людей. Пришло время говорить о том, что морально-нравственные основы коллективного взаимодействия должны занять в социальном и личностном пространстве главенствующую роль. Такой путь от эгоизма и техногенного образа жизни к человеколюбивым мотивам может быть реализован через изменение социальной системы Общества посредством современных коммуникационных средств, преобразуя все составляющие информационного, образовательного, воспитательного, экономического, политического и правового пространства. Проблема современности лишь в одном – произойдёт ли это осознанно по доброй воле людей или насильственно посредством природных изменений. И здесь на первое место осознания происходящего должны встать регуляторы, способные преобразовать формализованное мышление личности и существующую конкурентную практику коммуникации в нравственное качество социальной мотивации.

Данные требования сообщают, что пришло время создавать условия для изменения социальной среды, в т.ч. информационной и образовательной с целью преобразования внутрисемейного воспитательного пространства с индивидуалистических и потребительских приоритетов на коллективные, целостные и духовные. В данном случае духовно-нравственное развитие личности и формирование природосообразной социальной среды должны основываться на принципах семейно-общинной-коммунной модели, включающей личную ответственность каждого за целостное развитие Общества, то есть «один за всех – все за одного», «одна правда – один путь» посредством «единогласного» принятия решений. Сегодня в наших силах изменить основы социального уклада жизни человека и дать будущим людям Земли, то есть нашим детям, совершенно новую форму обучения и воспитания, где живая открытая практика восприятия коллективной реальности заменит все существующие формы закрытого эгоцентричного интеллектуального технического обучения. Только подобный шаг позволит человеку познать себя, создав условия для формирования нового витка жизни: ребенка, семьи, Общества, способствующие духовному созреванию индивидуума, сообщества и Общества.

По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8