Есть в советской фантастики произведения, которые смело можно назвать рубежными, определившими облик этого вида литературы на десятилетия вперед, либо подводившие итог предшествующей эпохи. Роман Сергея Ивановича Павлова "Лунная радуга" без сомнения относится к такому роду произведений. Первая глава романа "К вопросу об аллигаторах" была опубликована в журнале "Сибирь" в 1974 году. Следующая публикация состоялась в 1975-76 годах, в журнале "Енисей". Первая книга романа "По черному следу" увидела свет в 1978 году в серии "Библиотека советской фантастики", выпускавшейся издательством "Молодая гвардия".
У каждого любителя фантастики советских лет хватает своих уникальных историй знакомства со столь знаковыми произведениями, как "Лунная радуга". Есть такая история и у меня. Сначала я прочитал... пародию на неизвестный роман незнакомого на тот момент мне автора. Собственно это была пародия не на весь роман, а только на его первую главу, но прочитав эту уморительную штуковину, я понял, что очень хочу прочитать пародируемый роман. Мечту мою осуществил добрый волшебник, великий фэн Володя Борисов из Абакана, который прислал мне переиздание первой книги, выпущенное в Красноярском книжном издательстве в 1982 году.
Как и миллионы других читателей "Лунной радуги" я был потрясен совершенно необыкновенным видением будущего, которое явил писатель на страницах сначала первой книги "По черному следу", а потом и второй, под названием "Мягкие зеркала", которую я прочитал сначала в журнале "Искатель" в четвертом номере за 1983 год. Павлов постарался максимально уйти от штампов не только советской, но и мировой фантастики. Даже привычный термин "космическое" или "межпланетное пространство" он заменил на звонкое и, скажем прямо, вполне себе русское слово "Внеземелье".
А техника? Вместо набивших оскомину планетолетов - экзотические рейдеры, лихтеры, балкеры; вместо космических катеров - драккары. Космодесантники, сингуль-хроматические экраны, гурм, экзоты... Однако дело, конечно, не в терминологии, а в том, что освоение Ближнего и Дальнего Внеземелья показано не как нечто из ряда вон выходящее, а как естественное продолжение нашей цивилизации, когда Земля еще колыбель человечества, но уже лишь одна из обитаемых планет Солнечной системы, масштаб освоения которой зримо и очень эффектно показан автором на примере города на планете Меркурий, по своему местоположению не слишком для освоения благоприятной.
Даже к сюжету Павлов подошел не банально. Он написал не производственный роман из жизни работников Внеземелья, а детектив. Во время экспедиции в систему Урана, кто-то регулярно разбивал сингуль-хроматические экраны рейдера "Лунная радуга", дабы замести таинственные "черные следы", а именно отпечатки человеческих ладоней. Расследованием этих и других загадочных событий занимается МУКБОП (Международное управление космической безопасности и охраны правопорядка). Молодому оперативнику Фрэнку Полингу предстоит вступить в контакт с одним из подозреваемых, который по совместительству является мужем его сестры, отставным космодесантником Дэвидом Нортоном.
Пожалуй, никто еще в советской фантастике не ставил столь жестко вопрос о последствиях освоения Внеземелья для человечества, как это сделал Сергей Павлов. И до него писатели предполагали, что за пределами Земли людям придется столкнуться с трудностями и опасностями, но лишь в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов ХХ века советские фантасты стали допускать, что не все трудности могут быть преодолимы, а некоторые опасности грозят обернуться увечьем или гибелью отважных покорителей космоса. Павлов же пошел еще дальше. Он предположил, что не только люди станут осваивать Внеземелье, но и Внеземелье - людей. Причем, сей процесс может оказаться не только малоприятным, но и необратимым.
Хорошо помню, что несправедливое, по моему тогдашнему мнению, отношение сотрудников МУКБОП к бывшим космодесантникам вызывали у меня протест. Ну почему они не оставят этих славных парней в покое?! Со временем я стал лучше понимать безопасников. Ведь дело не в том, какие экзоты люди, плохие или хорошие, а в том, что внутри них поселилось нечто, что может сделать их опасными для человечества, помимо воли самих носителей. Впоследствии аналогичную ситуацию обыграли в повести "Жук в муравейнике" Аркадий и Борис Стругацкие, доведя ее до стрельбы. Оперативники МУКБОП все-таки обошлись куда более гуманными средствами.
Вторая книга романа, "Мягкие зеркала", открыла тайну источника экзотических способностей, выживших во время оберонского гурма, космодесантников. Оказалось, что "черный след" ведет даже не в Дальнее, а в Сверхдальнее Внеземелье, то есть - далеко за пределы Солнечной системы. Однако открытие это не помогло найти для экзотов, подобающее место в семье объединенного человечества, и пришлось им отправиться в добровольное изгнание. Благо, что Сверхдальнее Внеземелье бесконечно обширнее не только маленькой Земли, но и всей системы планет желтого карлика, изливающего на нас свой свет. Фактически вопрос, что делать с экзотами, был отложен в неопределенно долгий ящик.
А что думаете вы по поводу этого романа?