Запрос «kabudachi bonsai» в интернете сразу отвечает следующим определением:
«Это многоствольный (3 и более) стиль. Все стволы растут из единой корневой системы, и это действительно одно дерево. Стволы образуют единую крону из листьев, в которой самый толстый и развитый ствол образует вершину.
Из определения можно выделить следующие признаки: много стволов; единое дерево; единая корневая система; единая крона; вершину дерева образует самый толстый ствол. Из этого визуально определяется количество стволов, форма кроны, связанная верхушкой с самым крупным деревом.
Иногда можно наглядно убедиться, как, например, у японских кленов со сросшимися корнями, что все стволы бонсай соединены единой корневой системой и тогда точно утверждать, что вся «конструкция» является единым деревом.
Но при разборе некоторых бонсай, которые относят к стилю кабудачи, иногда можно увидеть допущения со стороны экспертов, что не все стволы в композиции объединены общим корнем.
Это фото демонстрируется в статье о стиле кабудачи. Комментарий к этому фото:
«Эта японская белая сосна была представлена на выставке бонсай «Тайкан-тен» 2011 года в Японии. С этого ракурса трудно сказать, все ли стволы имеют общую корневую систему. Это может быть двуствольное дерево и кустарник с тремя стволами, растущие рядом»
Автор этой же статьи, относя этот болиголов к стилю кабудачи, пишет:
«Я не могу с уверенностью сказать, что у всех стволов одни и те же корни, но, по-моему, так оно и есть - вам придется спросить Майкла, чтобы узнать наверняка»
Майкл Хагертон:
«В близлежащих каскадах и прибрежных хребтах я был очень впечатлен взаимоотношениями стволов, просто визуально, а также сообществами деревьев с экологической точки зрения, и искал деревья для бонсай, которые могли бы передать это»
Есть ощущение, что художнику в этом случае было неважно, к какому стилю относится его творение, он имитировал, то, что видел в природе. Классификацией начинают заниматься эксперты.
Еще кабудачи называют clump style (кустарниковый, кустовой стиль). «Clump» переводится как комок, сгусток. Считается, что и формированию в этом стиле лучше поддаются растения, которые склонны расти кустом.
При демонстрации дерева кабудачи почти всегда можно прочитать о «сросшихся» стволах. Об этом же рассказывают опытные бонсаисты, демонстрируя, как создавать бонсай в этом стиле. Мне кажется, что это одна из ключевых характеристик кабудачи – стволы, которые стали «сгустком» в бонсай, чаще всего (но не всегда) изначально были отдельными растениями. В природе, вероятно, тоже, поэтому о стиле кабудачи для дерева можно говорить тогда, когда все признаки из первого определения уже состоялись в жизни дерева.
Технология эта предполагает сращивание растений в нижней части ствола путем надрыва коры до глубины камбия и очень плотное размещение деревьев (чаще с применением проволоки или стяжек) для получения «пенька», от которого будут отходить отдельные стволы. При посадке место сращивания может быть заглублено или находиться над поверхностью почвы. После сращивания отдельных растений корневая система становится общей.
Другой способ получения растений такой формы заключается в том, что подрощенный ствол дерева вида, который способен образовывать большое количество почек в нижней части ствола подрезают в виде невысокого пенька, получая новые ростки, которые можно выбрать в качестве стволов «сгустка». В этом случае растения изначально имеют единую корневую систему. Начало такого «стиля» можно наблюдать ежегодно на садовых участках, там, где идет «борьба» с дичками вишен, слив, черемухи, сирени – срубленные или небрежно удаленные в качестве сорняков корни или остатки растений буйно прорастают целым кустом. «Обросшие» в верхней части пеньки, оставшиеся от каких-либо повреждений дерева в природе – прямой путь к образованию кабудачи. Здесь, правда, сначала не приходится говорить о собственной корневой системе – эти «кусты» чаще всего соединены толстыми корнями, идущими от более взрослого растения (что, в общем-то, делает их похожими на нетуранари).
Считается, что в природе кабудачи может образовываться еще при густом обсеменении небольшого участка почвы. Несколько близко расположенных ростков со временем могут срастись в единое дерево, а затем начать «расходиться» стволами в поисках солнца. Иногда подобный результат наблюдается при одновременном прорастании крылаток внутри упавшей шишки хвойного растения.
В комментарии к статье про стиль «плот» Анастасия О. обратила внимание на то, что трудно различить описанный там стиль Нетуранари и знакомый ей стиль Кабудачи. Абсолютно правомерное замечание, которое заставило меня читать и рассуждать дальше. В ответ я повторю одну из фотографий предыдущей статьи.
Теперь я бы классифицировала это дерево так: верхняя его часть выросла в стиле кабудачи - несколько новых стволов на вершине старого пенька образуют общую крону. А вот левый нижний (правый не очень понятен) фрагмент сформирован в стиле нетуранари – несколько растений как на плоту находятся на корне пенька.
Стиль кабудачи подразумевает нечетное количество стволов. В одном из роликов Питера Чана он рассказывал о многоствольных посадках (правда, это относилось к стилю лес), говоря, что нечетное количество важно и «читается», когда деревьев не больше, чем, кажется, 21. Потом четное или нет количество стволов, не играет роли. В другом тексте про кабудачи удалось прочитать, что когда стволов значительное количество (предполагаю, что сравнимое с тем, о чем говорил Питер Чан), то кабудачи можно назвать нетуранари. Но повторяю – это то, что удалось прочитать.
Я полагаю, что нетуранари это все-таки не сверхмногоствольное дерево. Это - «плот» на корне дерева, пусть бы даже этот фрагмент составляет только часть конструкции всего бонсай.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.