Почему заупокойные поминовения усопших считаются настолько важными? И существует ли, в действительности, от них какая-либо польза усопшим душам? Ведь нам известно, что душа, попавшая в ад, не сможет впоследствии оказаться в раю.
Зачем же тогда мы прибегаем к заупокойным поминовениям и просим Господа простить грехи нашим покойным близким?
На самом деле, поминовение очень полезно для усопших душ. Давайте рассмотрим этот вопрос наиболее подробно.
Святой Иоанн Златоуст говорил о заупокойных поминовениях следующее:
«…Не без причины апостолы утвердили поминовение умерших в моменты свершения Церковных Таинств. Им известно, что поминовение приносит душам великую пользу.
Когда мы возвышаем собственные руки, а священнослужители предстоят перед Страшной Жертвой, Господь не может не смягчиться к этим душам. Однако работает это только в отношении людей, покинувших этот мир с верой в сердце».
Иными словами, полезны поминовения будут исключительно для той души, которая отошла к Господу, веря в Него — пусть и грешной, ведь нет на свете людей, грехом не поражённых.
Кроме того, Иоанн Златоуст советует делать следующее:
«Если Ваш близкий человек отошёл в мир иной во грехе, постарайтесь помочь ему — молитесь за него, будьте милосердны, подавайте милостыню людям нуждающимся и бедным.
Всё это имеет смысл, также, как и поминание имён усопших в момент свершения Таинств Господних. Мы делаем всё это для того, чтобы даровать душам наших покойных близких некоторое утешение».
Афанасий Великий также считает, что даже грешная душа в минуты Литургии получает благодеяние и помощь, вот только как именно это действует — известно одному только Господу нашему.
Таким образом, нам становится очевидно: поминание душ наших покойных близких не просто желательно, но и необходимо.
Однако возникают и другие вопросы: каждая ли душа получает помощь, или всё же есть какие-то исключения из этого правила? И, в том случае, если эти исключения есть, то как понять, какой душе поминовение будет полезно, а какой нет? И, кроме того, до каких пределов простирается помощь и польза усопшей душе?
В первую очередь, поминовения полезны душам тех людей, кто упокоился, будучи человеком благочестивым и истинно верующим, добродетельным в своей земной жизни, прикасавшимся к Таинствам покаяния и исповеди.
Несомненно, для подобных душ поминовение очень полезно и отрадно.
Кроме того, полезно поминовение и душам хоть и покаявшимся, но не успевшим продемонстрировать своё покаяние при жизни. Иными словами, человек покаялся и желал творить добро и благо, однако же не успел Господь призвал его до того, как он смог что-либо сделать.
Иоанн Дамаскин считает Господа Праведным Судьёй и Владыкой, который и в момент Второго Пришествия будет помнить о людях, пускай уже отошедших в Царствие Небесное, но с малыми добродетелями, которые они не успели приумножить и взрастить из-за собственной «лености и нерадения», отложив праведные помыслы «на потом» или же будучи слишком робкими и нерешительными.
Иными словами, поминовение поможет даже душе того человека, который в период земной жизни «не горел» верой, ленивому.
Пускай он нечасто посещал храм, хоть и верил в Господа но, скорее, интуитивно, не живя при этом сознательно, по-христиански, однако поминовение сможет помочь и его душе. Иоанн Дамаскин добавляет:
«Людям, отошедшим в мир иной без раскаяния, в то время как «жили они лукаво», уже никто и никак не сможет помочь».
Из вышесказанного мы можем сделать следующий вывод: да, безусловно, душам покойных полезно поминовение, но в чём именно вышеупомянутая польза выражается и до какого предела мы можем им помочь, ведает один только Отец Небесный.
Кроме того, священнослужители разрешают совершать заупокойную службу и поминать в минуты Литургии людей грешных, при жизни злых и нечестивых. Почему нам разрешают делать это?
Дело в том, что нам не может быть доподлинно известно, какой была последняя минута у такого человека, как изменило его это фатальное мгновение на грани жизни и смерти. Особое значение имеет то, как именно человек ушёл из жизни.
Последний вздох, миг, когда дух покидает тело — всё это имеет огромное значение в определении посмертной участи.
Откуда мы можем знать — возможно, в такую страшную, критическую минуту этот человек успел совершить покаяние? Снизошедшая на него в тот момент великая благодать Божья могла помочь ему осознать свои прошлые ошибки, раскаяться в них и обратиться к Господу.
Кто знает, сколько плохих, порочных и недобрых людей успели покаяться в свою последнюю минуту, сколько из них спаслось? Ведь Иисус Христос каждого из нас, какими бы мы ни были, стремится спасти.
Да и можем ли мы забыть о том, насколько милосерден Господь? Разве видя искреннее, неподдельное стремление к покаянию и прощению может он остаться слеп и глух?
Поэтому, братья и сестры, каждого усопшего поминайте в моменты заупокойной службы. Не забывайте о том, что окончательный суд ещё не свершился. Наши умершие близкие пока успели подвергнуться единственно частному суду, а вот суд окончательный для всех нас ещё впереди.
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» — так говорил Спаситель. Согласен с этими словами и Иоанн Кронштадтский: «Все наши покойные близкие живы — умерли они исключительно для наших земных чувств, погибло их тело, но души живы. Господь видит их, Он — свидетель того, что они продолжают жить».
Таким образом, мы, при помощи молитв, продолжаем общаться с ними на духовном уровне.
Часто случается, что именно смерть родного человека толкает людей обратиться к Господу, сделать свои первые шаги на пути праведном, благом. В таком случае человек приносит огромную пользу не только душе усопшего, но и своей собственной.
Никогда не забывайте о том, что смерть, хоть и обрывает общение земное, никогда не окажется сильнее Вашей любви, которой под силу достигнуть и Царствия Небесного, и слиться с любовью Тех, кто «хочет всем спастися и в разум истины прийти».
Такая любовь впоследствии вернётся к Вам, даровав мир на душе и наделив силой, направляя на верный путь.
Читайте еще: