Найти тему
Святые места

Есть ли от заупокойных служб хоть какая-то польза для усопших, раз «в аду нет покаяния»

Почему заупокойные поминовения усопших считаются настолько важными? И существует ли, в действительности, от них какая-либо польза усопшим душам? Ведь нам известно, что душа, попавшая в ад, не сможет впоследствии оказаться в раю.
Зачем же тогда мы прибегаем к заупокойным поминовениям и просим Господа простить грехи нашим покойным близким?

На самом деле, поминовение очень полезно для усопших душ. Давайте рассмотрим этот вопрос наиболее подробно.

Святой Иоанн Златоуст говорил о заупокойных поминовениях следующее:

«…Не без причины апостолы утвердили поминовение умерших в моменты свершения Церковных Таинств. Им известно, что поминовение приносит душам великую пользу.

Когда мы возвышаем собственные руки, а священнослужители предстоят перед Страшной Жертвой, Господь не может не смягчиться к этим душам. Однако работает это только в отношении людей, покинувших этот мир с верой в сердце».

Иными словами, полезны поминовения будут исключительно для той души, которая отошла к Господу, веря в Него — пусть и грешной, ведь нет на свете людей, грехом не поражённых.

Кроме того, Иоанн Златоуст советует делать следующее:

«Если Ваш близкий человек отошёл в мир иной во грехе, постарайтесь помочь ему молитесь за него, будьте милосердны, подавайте милостыню людям нуждающимся и бедным.

Всё это имеет смысл, также, как и поминание имён усопших в момент свершения Таинств Господних. Мы делаем всё это для того, чтобы даровать душам наших покойных близких некоторое утешение».

Афанасий Великий также считает, что даже грешная душа в минуты Литургии получает благодеяние и помощь, вот только как именно это действует — известно одному только Господу нашему.

Таким образом, нам становится очевидно: поминание душ наших покойных близких не просто желательно, но и необходимо.

Однако возникают и другие вопросы: каждая ли душа получает помощь, или всё же есть какие-то исключения из этого правила? И, в том случае, если эти исключения есть, то как понять, какой душе поминовение будет полезно, а какой нет? И, кроме того, до каких пределов простирается помощь и польза усопшей душе?

В первую очередь, поминовения полезны душам тех людей, кто упокоился, будучи человеком благочестивым и истинно верующим, добродетельным в своей земной жизни, прикасавшимся к Таинствам покаяния и исповеди.

Несомненно, для подобных душ поминовение очень полезно и отрадно.

Кроме того, полезно поминовение и душам хоть и покаявшимся, но не успевшим продемонстрировать своё покаяние при жизни. Иными словами, человек покаялся и желал творить добро и благо, однако же не успел Господь призвал его до того, как он смог что-либо сделать.

Иоанн Дамаскин считает Господа Праведным Судьёй и Владыкой, который и в момент Второго Пришествия будет помнить о людях, пускай уже отошедших в Царствие Небесное, но с малыми добродетелями, которые они не успели приумножить и взрастить из-за собственной «лености и нерадения», отложив праведные помыслы «на потом» или же будучи слишком робкими и нерешительными.

Иными словами, поминовение поможет даже душе того человека, который в период земной жизни «не горел» верой, ленивому.

Пускай он нечасто посещал храм, хоть и верил в Господа но, скорее, интуитивно, не живя при этом сознательно, по-христиански, однако поминовение сможет помочь и его душе. Иоанн Дамаскин добавляет:

«Людям, отошедшим в мир иной без раскаяния, в то время как «жили они лукаво», уже никто и никак не сможет помочь».

Из вышесказанного мы можем сделать следующий вывод: да, безусловно, душам покойных полезно поминовение, но в чём именно вышеупомянутая польза выражается и до какого предела мы можем им помочь, ведает один только Отец Небесный.

Кроме того, священнослужители разрешают совершать заупокойную службу и поминать в минуты Литургии людей грешных, при жизни злых и нечестивых. Почему нам разрешают делать это?

Дело в том, что нам не может быть доподлинно известно, какой была последняя минута у такого человека, как изменило его это фатальное мгновение на грани жизни и смерти. Особое значение имеет то, как именно человек ушёл из жизни.

Последний вздох, миг, когда дух покидает тело — всё это имеет огромное значение в определении посмертной участи.

Откуда мы можем знать — возможно, в такую страшную, критическую минуту этот человек успел совершить покаяние? Снизошедшая на него в тот момент великая благодать Божья могла помочь ему осознать свои прошлые ошибки, раскаяться в них и обратиться к Господу.

Кто знает, сколько плохих, порочных и недобрых людей успели покаяться в свою последнюю минуту, сколько из них спаслось? Ведь Иисус Христос каждого из нас, какими бы мы ни были, стремится спасти.

Да и можем ли мы забыть о том, насколько милосерден Господь? Разве видя искреннее, неподдельное стремление к покаянию и прощению может он остаться слеп и глух?

Поэтому, братья и сестры, каждого усопшего поминайте в моменты заупокойной службы. Не забывайте о том, что окончательный суд ещё не свершился. Наши умершие близкие пока успели подвергнуться единственно частному суду, а вот суд окончательный для всех нас ещё впереди.

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» так говорил Спаситель. Согласен с этими словами и Иоанн Кронштадтский: «Все наши покойные близкие живы умерли они исключительно для наших земных чувств, погибло их тело, но души живы. Господь видит их, Он свидетель того, что они продолжают жить».

Таким образом, мы, при помощи молитв, продолжаем общаться с ними на духовном уровне.

Часто случается, что именно смерть родного человека толкает людей обратиться к Господу, сделать свои первые шаги на пути праведном, благом. В таком случае человек приносит огромную пользу не только душе усопшего, но и своей собственной.

Никогда не забывайте о том, что смерть, хоть и обрывает общение земное, никогда не окажется сильнее Вашей любви, которой под силу достигнуть и Царствия Небесного, и слиться с любовью Тех, кто «хочет всем спастися и в разум истины прийти».

Такая любовь впоследствии вернётся к Вам, даровав мир на душе и наделив силой, направляя на верный путь.

Читайте еще:

Как правильно поминать усопших? | Святые места | Дзен