Сейчас многие из нас готовятся к Пасхе, которая занимает очень важное место в жизни. Ведь в этот день мы возвращаемся к своим истокам и традициям.
Каждый народ вкладывает в данный праздник особый смысл. У народа мари есть самобытное торжество — «Кугече».
Почитание просыпающейся природы
С марийского языка «Кугече» переводится как «Великий день». Как утверждают эксперты, у народа мари Пасха относится к одному из главных событий.
Данное торжество отмечается спустя семь недель после завершения Ӱярня (Масленицы). Он символизирует апофеоз весны, этап наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем.
Преимущественно марийская Пасха связана с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, а также с почитанием просыпающейся природы.
Изменение даты празднования
В старину марийцы праздновали Кугече в пятницу, но в связи с крещением и принятием православной веры начали отмечать торжество в воскресенье.
До восхода солнца люди должны были успеть вымыться в бане, надеть чистую одежду и встретить восход светила.
В соответствии с традициями за встречу отвечал старший член семьи, который просил помощи в различных делах не только для своей семьи, но и для соседей. Ещё он призывал для всех «мер», т.е. мир.
Пасхальная неделя по марийским традициям
В марийской культуре есть пасхальная неделя, каждый день которой обладает особым значением. Народ мари готовится к Кугече накануне, потому что в среду не разрешалось разводить огонь до полудня.
Среда – «кон кече» — запретный день, день тишины. Марийцы верят, что в этот день нельзя заходить к соседям, с утра кормить скотину, стучать молотком и даже расчёсывать волосы.
В среду люди следят, кого первым они встретят по дороге на работу. По народным поверьям, если по пути вам попадётся хороший человек, то ближайший год будет удачным и результативным.
Стоит отметить, что в середине недели ни один представитель марийского народа ни за что не хотел встречать женщину с пустыми вёдрами, идущую за водой. Скорее всего, с данной народной приметой знакомы многие.
По воспоминаниям старожил, в среду до обеда тунеядцев и разгильдяев запирали и не выпускали из дома. Местные жители верили, что такие люди могут забрать счастье и достаток.
В четверг – «сорта кече» — марийцы поминают своих прародителей.
В пятницу молодёжь устраивала игры на улице и качалась на качелях, которые были специально установлены к празднику.
В субботу не занимались тяжёлым физическим трудом, готовили ритуальные блюда для моления и красили яйца.
В воскресенье рано утром наблюдали за восходом солнца и мылись в бане, а после этого проводили подворные моления.
Торжество заканчивалось в понедельник, когда совершался обряд Ташлама йӱмаш (пир с угощением пива из ритуального ковша — «ташлама»).
Качели дочери бога Юмынӱдыр
Как и большая часть традиционных событий, Кугече окутан обрядами и обычаями. К непременным атрибутам колоритного праздника относились качели.
Однако у такой традиции были свои нюансы. Например, во время праздника дети не качались. На качели садились представители старшего поколения и раскачивались очень высоко.
«По марийским преданиям, дочь бога Юмынӱдыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня.
Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. В честь дочери бога родилась традиция в праздник Кугече кататься на качелях», — объяснили в Центре марийской культуры.
К тому же в ходе торжества народ мари проводил время за традиционными играми. Впрочем, главным весельем были развлечения с куриными яйцами.
Дело в том, что в марийскую Пасху люди проводили состязание, чтобы выяснить, кто больше соберёт этот продукт. Ещё их катали, били и просто дарили. Причём знающие люди понимали, что яйца лучше бить острым концом, чтобы оно быстрее разбилось.
Три свечи для почитания предков
Марийский народ свято чтит память праотцов. В Кугече народ мари проводил общеродовые поминальные обряды. В четверг люди совершали поминки около порога дома.
Перед данной церемонией, в среду, жители Марийского края топили баню и приглашали в неё умерших родственников. Затем утром пекли в печке блины, а последние три из них ставили на поминальный стол.
На белый холст устанавливали полено (блюдце с толстым краем) для небольших восковых свечей, глубокую (пустую) миску, рядом – тарелку с бульоном. После этого зажигались три свечи.
Первая предназначалась для бога хозяйства, которого просили уберечь от невзгод. Вторая предполагалась для бога потустороннего мира за возможность усопшему побывать в родном доме.
Наконец, третья была для умершего родственника. Причём такая свеча должна была быть приготовленной заранее и быть длинной. Дело в том, что она являлась главной и горела до завершения ритуала. Кстати, технология её приготовления состояла в следующем: свечу скручивали из трёх стержней против солнца.
Марийцы считают, что главная свеча, состоящая из трёх стержней, соединяет три мира: настоящий, будущий и ушедший. Объединившись, они создают чудодейственную силу.
Впоследствии её хранили дома, прибегая к ней, если болеют дети и родственники. Согласно поверьям таким способом усопшие оказывают помощь, а также ей выражают благодарность покойным.
Праздничный стол
Первым делом на марийском столе можно увидеть подкоголи. Пасхальное пиршество также не обходилось без кваса и бульона из мяса птицы. К тому же на столе находились пироги из домашней птицы или дичи.
Почему народ мари уделял внимание именно пернатым созданиям? Причина кроется в том, что марийцы считали, что раз птицы высоко летают, то соответственно душа человека будет «парить», а настроение будет приподнятым на протяжении всего года.
Как правило, Пасха ассоциируется с ярко раскрашенными яйцами. Следовали ли представители народа мари такой традиции?
В давние времена они не соблюдали этот ритуал, но позже начали придерживаться христианского обряда. Марийцы использовали луковую шелуху как красящее средство, потому что в таком случае блюдо получается насыщенного коричневого оттенка.
Когда подготовка к пасхальному застолью завершена, самый старший в доме зажигает большую свечу и произносит молитву богу — Кугече юмо.