Найти тему
Елена Яшметова

Качели являлись важной традицией празднования Пасхи у народа мари

Фото Республиканского центра марийской культуры
Фото Республиканского центра марийской культуры

Сейчас многие из нас готовятся к Пасхе, которая занимает очень важное место в жизни. Ведь в этот день мы возвращаемся к своим истокам и традициям.

Каждый народ вкладывает в данный праздник особый смысл. У народа мари есть самобытное торжество — «Кугече».

Фото freepik.com
Фото freepik.com

Почитание просыпающейся природы

С марийского языка «Кугече» переводится как «Великий день». Как утверждают эксперты, у народа мари Пасха относится к одному из главных событий.

Данное торжество отмечается спустя семь недель после завершения Ӱярня (Масленицы). Он символизирует апофеоз весны, этап наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем.

Преимущественно марийская Пасха связана с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, а также с почитанием просыпающейся природы.

Фото Республиканского центра марийской культуры
Фото Республиканского центра марийской культуры

Изменение даты празднования

В старину марийцы праздновали Кугече в пятницу, но в связи с крещением и принятием православной веры начали отмечать торжество в воскресенье.

До восхода солнца люди должны были успеть вымыться в бане, надеть чистую одежду и встретить восход светила.

В соответствии с традициями за встречу отвечал старший член семьи, который просил помощи в различных делах не только для своей семьи, но и для соседей. Ещё он призывал для всех «мер», т.е. мир.

Фото Республиканского центра марийской культуры
Фото Республиканского центра марийской культуры

Пасхальная неделя по марийским традициям

В марийской культуре есть пасхальная неделя, каждый день которой обладает особым значением. Народ мари готовится к Кугече накануне, потому что в среду не разрешалось разводить огонь до полудня.

Среда – «кон кече» — запретный день, день тишины. Марийцы верят, что в этот день нельзя заходить к соседям, с утра кормить скотину, стучать молотком и даже расчёсывать волосы.

В среду люди следят, кого первым они встретят по дороге на работу. По народным поверьям, если по пути вам попадётся хороший человек, то ближайший год будет удачным и результативным.

Стоит отметить, что в середине недели ни один представитель марийского народа ни за что не хотел встречать женщину с пустыми вёдрами, идущую за водой. Скорее всего, с данной народной приметой знакомы многие.

По воспоминаниям старожил, в среду до обеда тунеядцев и разгильдяев запирали и не выпускали из дома. Местные жители верили, что такие люди могут забрать счастье и достаток.

В четверг – «сорта кече» — марийцы поминают своих прародителей.

В пятницу молодёжь устраивала игры на улице и качалась на качелях, которые были специально установлены к празднику.

В субботу не занимались тяжёлым физическим трудом, готовили ритуальные блюда для моления и красили яйца.

В воскресенье рано утром наблюдали за восходом солнца и мылись в бане, а после этого проводили подворные моления.

Торжество заканчивалось в понедельник, когда совершался обряд Ташлама йӱмаш (пир с угощением пива из ритуального ковша — «ташлама»).

Фото Республиканского центра марийской культуры
Фото Республиканского центра марийской культуры

Качели дочери бога Юмынӱдыр

Как и большая часть традиционных событий, Кугече окутан обрядами и обычаями. К непременным атрибутам колоритного праздника относились качели.

Однако у такой традиции были свои нюансы. Например, во время праздника дети не качались. На качели садились представители старшего поколения и раскачивались очень высоко.

«По марийским преданиям, дочь бога Юмынӱдыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня.

Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. В честь дочери бога родилась традиция в праздник Кугече кататься на качелях», — объяснили в Центре марийской культуры.

К тому же в ходе торжества народ мари проводил время за традиционными играми. Впрочем, главным весельем были развлечения с куриными яйцами.

Дело в том, что в марийскую Пасху люди проводили состязание, чтобы выяснить, кто больше соберёт этот продукт. Ещё их катали, били и просто дарили. Причём знающие люди понимали, что яйца лучше бить острым концом, чтобы оно быстрее разбилось.

Фото Республиканского центра марийской культуры
Фото Республиканского центра марийской культуры

Три свечи для почитания предков

Марийский народ свято чтит память праотцов. В Кугече народ мари проводил общеродовые поминальные обряды. В четверг люди совершали поминки около порога дома.

Перед данной церемонией, в среду, жители Марийского края топили баню и приглашали в неё умерших родственников. Затем утром пекли в печке блины, а последние три из них ставили на поминальный стол.

На белый холст устанавливали полено (блюдце с толстым краем) для небольших восковых свечей, глубокую (пустую) миску, рядом – тарелку с бульоном. После этого зажигались три свечи.

Первая предназначалась для бога хозяйства, которого просили уберечь от невзгод. Вторая предполагалась для бога потустороннего мира за возможность усопшему побывать в родном доме.

Наконец, третья была для умершего родственника. Причём такая свеча должна была быть приготовленной заранее и быть длинной. Дело в том, что она являлась главной и горела до завершения ритуала. Кстати, технология её приготовления состояла в следующем: свечу скручивали из трёх стержней против солнца.

Марийцы считают, что главная свеча, состоящая из трёх стержней, соединяет три мира: настоящий, будущий и ушедший. Объединившись, они создают чудодейственную силу.

Впоследствии её хранили дома, прибегая к ней, если болеют дети и родственники. Согласно поверьям таким способом усопшие оказывают помощь, а также ей выражают благодарность покойным.

Фото Елены Яшметовой
Фото Елены Яшметовой

Праздничный стол

Первым делом на марийском столе можно увидеть подкоголи. Пасхальное пиршество также не обходилось без кваса и бульона из мяса птицы. К тому же на столе находились пироги из домашней птицы или дичи.

Почему народ мари уделял внимание именно пернатым созданиям? Причина кроется в том, что марийцы считали, что раз птицы высоко летают, то соответственно душа человека будет «парить», а настроение будет приподнятым на протяжении всего года.

Как правило, Пасха ассоциируется с ярко раскрашенными яйцами. Следовали ли представители народа мари такой традиции?

В давние времена они не соблюдали этот ритуал, но позже начали придерживаться христианского обряда. Марийцы использовали луковую шелуху как красящее средство, потому что в таком случае блюдо получается насыщенного коричневого оттенка.

Когда подготовка к пасхальному застолью завершена, самый старший в доме зажигает большую свечу и произносит молитву богу — Кугече юмо.