В этот день мы вспоминаем ужасные страдания, которые претерпел Господь ради спасения всех людей. После того как его предал один из ближайших друзей, Господь наш Иисус Христос был оплеван, избит, перенес поношения, насмешки и издевательства, а после всего этого - Крест и смерть.
Смерть на кресте была одной из самых ужасных казней, потому что казнимый не умирал мгновенно. Бывали случаи, когда несчастные оставались живыми на крестах несколько дней. Человек провисал на прибитых руках и для того, чтобы сделать вдох должен был приподнять свое тело уперевшись на ноги, которые тоже были пригвождены ко кресту. И так каждый вдох. Раз за разом. Пока силы не оставляли его. Прибавьте к этому боль, жажду, жару, выкрики и насмешки "зрителей".
Кто-то может сказать, что "Он ведь Бог, а Бог не может страдать", тем самым пытаясь умалить значимость произошедшего в Великую Пятницу. Такие люди не понимают самую суть христианства - ведь Господь Иисус Христос есть и истинный Бог и истинный Человек. У Него две природы - божественная и человеческая, которые неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно присущи Второму Лицу Святой Троицы (подробнее об этом можно прочесть здесь). А значит Он страдал именно как Человек. И страдания Человека были истинными.
Пилат понимал, что предает на смерть неповинного, но толпа кричала "Распни!" не предъявляя более никаких обвинений. Он отпустил Варавву, а Христа предал на распятие.
Иуда, увидев это вернулся в Храм, бросил серебряники, полученные за предательство Господа первосвященникам и старейшинам, а после пошел и удавился ( Мф.27:3-5 ).
Господь умер на Кресте и последними были Его слова - совершилось! (Ин.19:28-30). Что же совершилось? То, зачем пришел Христос - Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45).
Господь приходит для того, чтобы искупить грехи всех людей (живших, живущих и будущих жить). Человек сам не мог сделать этого, потому что вследствие грехопадения Адама и Евы природа повредилась так, что соединение с Богом стало невозможным. Чтобы "исправить" эту поврежденность Господь и приходит как истинный Человек.
Он добровольно идет на страдания (не только физические - как Человек Христос ощущает и богооставленность, и отверженность), умирает и воскресает. Тем самым открывая эту дорогу для всех людей. Теперь воссоединение с Богом становится возможным для человеческой природы - осталось только принять эту Жертву и пойти вслед за Христом.