Найти тему
Контур.Школа

Товарный знак для бизнеса: как защитить свой бренд на маркетплейсах

Оглавление

Что такое товарный знак

Товарный знак — это зарегистрированное в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте) обозначение, которое индивидуализирует ваш продукт и отличает вас от других предпринимателей.

Виды товарных знаков

  1. Словесный товарный знак. Название компании обычным шрифтом черного цвета.
  2. Изобразительный товарный знак. Под защитой только графика без словесных элементов.
  3. Комбинированный знак. Дизайн упаковки или логотип + название.

Использовать товарный знак можно только в том виде, в котором он зарегистрирован. Отделять от знака часть и использовать ее отдельно не стоит.

Что еще можно зарегистрировать как товарный знак:

  • форму упаковки;
  • запах;
  • место расположения на продукте, например, полоски Adidas;
  • звук: фирменное приветствие компании Nokia;
  • голограмму;
  • оттенок цвета: МТС, Tiffany;
  • мультимедиа: заставка «Мосфильма»;
  • 3D-знак.

Нестандартные товарные знаки обычно регистрируют крупные компании, которые могут доказать, что потребитель ассоциирует эту форму/цвет/запах именно с ними.

Что нельзя зарегистрировать как товарный знак

  • Свойство и вид товара, в том числе описательные характеристики: «Умный дом»;
  • Общепринятое слово: «Аптека»;
  • Памятники истории;
  • Географические наименования;
  • Государственные символы;
  • Произведения искусства;
  • Слова с ошибками;
  • Формулировки и изображения, противоречащие нормам морали.

Что товарный знак дает бизнесу

Защита бизнеса от патентных троллей

Патентные тролли — организации, которые ищут готовый бизнес с незарегистрированным брендом. Они могут зарегистрировать товарный знак на себя и шантажировать работающий бизнес.

На патентного тролля можно подать в суд, чтобы доказать, что он просто скопировал ваш бизнес, но это приведет к временным и финансовым издержкам.

Защита от конкурентов-нарушителей

Если вы зарегистрировали товарный знак в определенном классе МКТУ, а спустя время нашли сайт нарушителя с таким же продуктом и скопированным у вас названием, можно подать на него в суд. Это поможет прекратить незаконную деятельность и компенсировать полученный вред.

Увеличение прибыли через аренду знака для партнеров и франчайзи

Зарегистрированный товарный знак можно сдавать в аренду по договору коммерческой концессии или по лицензионному договору. Это дает возможность открывать торговые точки в разных городах и за счет этого увеличивать прибыль компании.

Защита бренда на маркетплейсах

Если маркетплейс получает жалобу на то, что поставщик скопировал чужой товарный знак, платформа заблокирует его карточки на время разбирательства. Продавцу придется доказывать свои права на использование бренда.

Узнать подробнееМаркетплейсы: как запустить продажи и заработатьПоможем выйти на Wildberries и Ozon

Можно проверить нишу на маркетплейсе, не вкладываясь на старте в регистрацию товарного знака. Для этого нужно подать заявку на регистрацию названия в Роспатент, получить справку по форме 940, зайти на торговые площадки и протестировать спрос.

В течение 8 месяцев знак будет закреплен за вами. Процесс регистрации товарного знака можно продолжить, если тест ниши окажется успешным.

Сокращение расходов на рекламу

Недобросовестные конкуренты могут использовать чужой товарный знак в онлайн-рекламе. Последствия:

  • повышается количество предложений аналогичных товаров, растет стоимость рекламы;
  • часть пользователей переходят по объявлению конкурентов, не попадая на сайт правообладателя;
  • компания с зарегистрированным товарным знаком несет репутационные риски.

Если товарный знак зарегистрирован в Роспатенте, можно подать на рекламодателя-нарушителя в суд или пожаловаться на него площадкам. Яндекс и ВКонтакте блокируют подобные объявления.

Этапы регистрации товарного знака

-2

Этап 1. Проверка и подбор классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)

Все товары и услуги разделены на 45 классов, с 1 по 34 класс — производители, с 35 по 45 — торговые точки. Чтобы выбрать правильный класс товарного знака, важно понять:

  • у вас товары или услуги;
  • вы производите, продаете или перепродаете;
  • перспективы на 2–3 года: франшиза, доставка, своя сеть, мобильное приложение
  • При работе через подрядчика самостоятельно проверяйте классы МКТУ, в которых предлагают регистрацию. Важно, чтобы они соответствовали реальной деятельности компании.

Этап 2. Подача заявки и оплата госпошлин

Если у вас есть ЭЦП, подать заявку можно электронно через «Госуслуги» или личный кабинет Роспатента.

Оплачивает пошлины юридическое лицо, которое подало заявку на товарный знак. Сумму можно рассчитать в калькуляторе.

Какие ошибки могут быть на этом шаге:

  1. Не учли «мешающие» знаки → отказ от Роспатента → потеря денег.
  2. Допустили ошибки в реквизитах → запрос от Роспатента → потеря времени.
  3. Подали заявку не в электронном виде → нет скидки → переплата 30%

Этап 3. Ответы на запросы и уведомления

Запросы приходят часто: уточнение цвета, уточнение реквизитов и т.п. На них важно отвечать оперативно.

Уведомление — это предварительный отказ в регистрации. Отвечать на уведомление должен патентный поверенный, прикрепляя ссылки на законы и нужные аргументы. Это поможет отстоять право на регистрацию товарного знака.

Этап 4. Решение о регистрации или отказ

Что делать, если похожий товарный знак уже зарегистрирован

В таких ситуациях бизнесу приходится выбирать: проводить ребрендинг или продолжать работать с товарным знаком, зарегистрированным на другую компанию.

Ребрендинг: придется потратиться на разработку нового знака, смену айдентики, регистрацию и оплату пошлин. Главное — спланировать все расходы, чтобы комфортно распределить финанс

Работа под чужим товарным знаком: если нарушение обнаружат, компания рискует получить штраф 2–5 млн рублей. К этому добавятся расходы на адвоката и суды. Также придется уничтожать продукцию, ликвидировать оборудование, сайт и рекламу.

Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

ГК РФ

  • Компенсация от 10 тыс. до 5 млн рублей
  • Уничтожение продукции
  • Уничтожение средств производства

КоАП РФ

  • Штраф до 200 тыс. рублей в пользу государства

УК РФ

  • Исправительные работы до 2 лет
  • Штраф до 1 млн рублей
  • Лишение свободы на срок до 6 лет

На что обращать внимание при выборе подрядчика для регистрации товарного знака

Цена под ключ с учетом расходов на все делопроизводство: ответ на предварительный отказ, ответ на запросы, выгрузку пошлин, сопровождение вашей заявки и т.д.

  • Прозрачный договор и понятные формулировки. Есть гарантия на услуги.
  • В штате компании есть патентный поверенный — только он может подавать заявки от своего имени, остальным нужна нотариальная доверенность. Чтобы получить государственное звание патентного поверенного, сотрудник должен минимум 4 года проработать в сфере интеллектуальной собственности, пройти обучение в Роспатенте, сдать экзамен, зарегистрироваться в Реестре патентных поверенных Роспатента.
  • Понятный срок регистрации. Регламентированный срок Роспатента — 18 месяцев и 2 недели, однако практика показывает, что чаще всего процедура занимает 4–5 месяцев.