Интервью с кандидатом – настоящее испытание для того, у кого нет опыта проведения встреч. В такую ситуацию могут попасть технические руководители, которым нужно оценивать IT-специалистов на собеседованиях с профессиональной точки зрения.
Приходить на интервью без плана и подготовки неправильно. Поделимся советами, как начать собеседование, как его вести и что нужно учитывать в процессе.
Что сделать до интервью?
- Сформулируйте профиль позиции. Составьте список компетенций и навыков кандидата для задачи, это сократит время поиска.
- Определите список критериев оценки кандидата заранее. Отметьте навыки, которые нужнее всего для позиции, определитесь с личностными качествами человека. Раздайте «вес» каждому критерию, от менее значимых к самым важным.
- Изучите опыт кандидата. Это поможет подготовить правильные вопросы для оценки скиллов, а также покажет вашу заинтересованность в нем.
- Готовьте вопросы до собеседования. Так вы не попадете в неловкую ситуацию, когда не будете знать, о чем спросить.
- Составляйте четкий план. Управляйте временем и не затягивайте собеседование.
Настройте контакт
Систематизируйте подход, выработайте план и продемонстрируйте это в самом начале разговора, прямо на этапе знакомства.
- Представьтесь, назовите свою должность, скажите, как давно работаете в компании (если стаж более 1 года). Это поможет расслабить собеседника, сформировать представление о вас, показать лояльность к работодателю.
- Предложите кандидату коротко и неформально рассказать о себе. После можно переходить к самому интервью.
- Не "допрашивайте" кандидата;) Проводите интервью в комфортной обстановке и с дружелюбным настроем. Стресс не поможет «продать» вашу вакансию кандидату, у него может сложиться впечатление, что в компании агрессивная, «душная» атмосфера.
Анонсируйте порядок собеседования
Помогите и себе, и кандидату – обозначьте четкое расписание интервью. Подготовленный план помогает управлять ходом беседы и рационально тратить время.
Возможно несколько схем: выберите ту, которая будет удобнее вам.
- Сначала вы получаете интересующую информацию, предлагаете кейсы и оцениваете экспертизу собеседника. Потом отвечаете на вопросы и подсвечиваете преимущества компании.
- Сперва вы рассказываете о проекте и компании. Затем проводите интервью, узнаете об опыте кандидата. В конце консультируете по условиям вакансии и зарплате.
Понимайте, зачем вы задаете вопросы
На собеседовании нужно задавать вопросы, предлагать кейсы, оценивать навыки (и soft, и hard). При этом постоянно спрашивать себя: «Что даст ответ кандидата?»
Приведем примеры:
- «Как вы будете действовать, если обнаружите в коде чужую ошибку?» Поможет понять, какие у кандидата есть soft и hard skills, как он выходит из сложных ситуаций.
- «Как вы будете решать … задачу?» Поможет понять, как кандидат структурирует действия, строит план, какие технологии применяет.
Ответ на каждый вопрос должен давать информацию об интересующей характеристике кандидата: умение общаться, способность ориентироваться в сложной ситуации, знание языков программирования.
Конспектируйте встречу
Воспоминания о собеседованиях могут стираться или искажаться, поэтому для надежности фиксируйте важную информацию.
Во время интервью делайте записи:
- объективные. Какими навыками обладает, в каком стеке работает, как давно в профессии;
- субъективные. Общее впечатление от человека, способен ли он вписаться в коллектив. Их лучше сделать после встречи.
Сравнивать кандидатов удобнее, когда перед глазами список преимуществ и недостатков каждого из них.
Всегда приходите на интервью сами. Если на интервью для одной и той же позиции будут ходить разные люди вместо вас, то критерии оценки окажутся неравными и необъективными.
Как расположить кандидата к компании?
- Включайте камеру на каждом интервью. Так вы вызовете симпатию, ведь кандидатам некомфортно разговаривать с черным экраном.
- Демонстрируйте заинтересованность. Не только вы выбираете кандидата. Он тоже выбирает из нескольких предложений, и ваша задача показать ему все преимущества вашей вакансии.
- Оставьте время на рассказ о компании и проекте. Отведите на презентацию 20-30 минут. Хороший рассказ о преимуществах может побудить человека склониться в пользу вашей вакансии.