Министерство обороны России намерено оснастить воинские части Воздушно-космических сил и военных округов мобильными полигонными пунктами управления, следует из текста соответствующего патента. Инновация затронет тренировочный процесс экипажей воздушных судов, но прежде всего будут протестированы дроны, которые в зоне специальной военной операции (СВО) фактически действуют в роли разведывательно-ударных комплексов. Также создатели пункта управления решают проблему утечки данных.
ВКС отработают приёмы преодоления ПВО противника
В отличие от стационарного пункта управления мобильный может перемещаться и потому более скрытен для противника. В Минобороны создают комплекс в виде кузова-фургона на базе шасси КамАЗ-5350. За основу взят стартовый командный пункт от компании «Новатор» из Екатеринбурга на шасси УРАЛ-4320 для руководства полётами самолётов, вертолётов и беспилотников в месте постоянной дислокации и на необорудованных площадках в режиме ЧС.
Разработчики пункта управления усилили станцию аппаратурой для оценки боевой эффективности экипажей воздушных судов – на полигонах лётчики должны поражать цели (с максимальным размером 600 на 600 метров) днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аналогичные требования предъявляются к дронам. Контролировать их работу будет оператор, которому на расстоянии до 7 километров от мишенного поля поступает видеопоток о результатах проверки огневой подготовки, отработке способов и приёмов преодоления ПВО противника и так далее.
Также в команде есть специалист по информационной безопасности с программно-аппаратным комплексом для обнаружения фактов несанкционированного доступа к оборудованию. В пункте управления находятся группа руководства полётами, унифицированный комплекс средств автоматизации оповещения и связи, метеостанция.
При необходимости проверки на территории мишенного поля развёртываются посты видеонаблюдения. В специальной программе оператор вводит «полётную заявку» (тип судна, фамилия пилота, позывной, номер упражнения, время, мишень, количество и тип снарядов) и информацию о полигоне (координаты, мишени). Руководитель полётов получает от аэродрома данные о вылете воздушных судов и наблюдает за обстановкой.
В унифицированный комплекс средств автоматизации оповещения и связи входят базовые модули семейства «Набат». Коммуникационное оборудование – каналы связи и оповещения пользователей аналоговых и цифровых терминалов и абонентских устройств, терминал громкоговорящей связи – обеспечивает пункт управления телефонной и громкоговорящей связью, в том числе с аэродромом и радиолокационными станциями полигона.
Военные дроны всегда работают по шифрованной защищённой связи; эти каналы постоянно меняются, разработчики предложили усилить их защиту.
Среди авторов патента есть эксперты в области защиты данных. В частности, замначальника связи Вооружённых сил России генерал-лейтенант Михаил Кохан (бывший директор по информационным технологиям корпорации «Уралвагонзавод»).
ВКС России активно участвуют в СВО и ежедневно наносят удары по пунктам управления и ракетно-артиллерийским складам украинской армии, по цехам сборки бронетанковой техники ВСУ и другим целям. В январе командующий дальней авиацией Сергей Кобылаш заявил, что российские стратегические самолёты (ракетоносцы-бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 и дальние бомбардировщики Ту-22М3) примут участие в боевых действиях в текущем году.
Беспилотники «Орлан-10» и «Москит» ведут воздушную радиоэлектронную, оптико-электронную разведку, занимаются поиском целей и корректировкой огня. Они оборудованы тепловизорами и фиксируют позиции ВСУ среди жилой застройки и социальных объектов. Против военной техники и средств ПВО Минобороны России использует дроны-камикадзе «Ланцет» и «Куб» с барражирующими боеприпасами. Судя по сообщениям военного ведомства, в зоне СВО их количество будет только расти: в феврале была испытана новая партия беспилотников «РУД-250» от лаборатории внешнего пилотирования и эксплуатации беспилотных воздушных судов Научно-исследовательского института вычислительных комплексов им. М. А. Карцева.
Военным нужна подвижная станция обслуживания авиации и дронов
Для полигонного пункта управления новая разработка, патентуемая Минобороны, – качественное решение от специалистов в своём деле, убеждён доцент Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А. Александр Клюжин.
– Беспилотники раньше в основном были экспонатами на выставках, сейчас их массово используют в ходе СВО. Причём наряду с военными дронами широко используются неспециализированные гражданские, – отмечает собеседник «Октагона».
«Следует ожидать дальнейшего совершенствования и развития разведывательно-огневых и разведывательно-ударных комплексов (РУК). Насыщение ВСУ странами НАТО различными видами ПВО требует оснащения ВКС РФ различными видами РУК, которые будут поражать цели и подавлять ПВО противника, не заходя в зону поражения. Всё это требует модернизации систем управления».
Александр Клюжин, доцент Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А.
– Причём, скорее всего, обслуживание беспилотников разных типов, запускаемых с авианосителей, должно дублироваться и с центральных пунктов управления. Поэтому авторам в дальнейшем предстоит совершенствовать командный штаб с учётом развития военной авиации, – говорит эксперт.
Он добавляет, что в условиях реального боя, а не полигона пункт управления должен быть не только мобильным, но и скрытным. Его следует разместить на бронированной базе, а также усилить средствами радиоэлектронной борьбы, маскировки и средствами ПВО, обезопасить от действий диверсионно-разведывательных групп. Кроме того, командование всегда обязано иметь запасной пункт.
В России практически у каждого государственного ведомства есть собственные штабы «на колёсах», однако на вооружении Минобороны почти отсутствуют универсальные станции для обслуживания воздушных судов и беспилотников.
Как правило, компании создают передвижные наземные пункты управления дронами. Один из таких пунктов выпускает входящая в госкорпорацию «Ростех» компания ZALA Aero. Фирма «НИТА» из Санкт-Петербурга предлагает штабной автомобиль на базе Volkswagen Crafter, оснащённый рабочими местами экипажа, в частности диспетчера, руководящего воздушным движением и оператором БПЛА. Три года назад «Ростех» создал наземный пункт управления в виде фургона, рассчитанного на троих членов экипажа, для обслуживания ударного беспилотника С-70 «Охотник».
В странах НАТО штабные автомобили используются очень активно. Например, мобильная станция управления турецким беспилотником Bayraktar TB2 также представляет собой кузов-фургон и размещается на базе различных шасси, в том числе грузовика MAN.
🅾️Все материалы «Октагона»: octagon.media