Мою тетю Веру все родственники и знакомые называли Федькой. В детстве я не понимала этого прозвища. Мне казалось оно обидным. Повзрослев, я стала относиться к нему с уважением.
Вера испытала на себе все трудности до и послевоенной жизни. Отец работал начальником ж/д станции. И когда по доносу арестовали его помощника, написал письмо Сталину в защиту.
За что пострадал сам. Осудили по 58-й и отправили в колонию на 10 лет.
Жену с пятью ребятишками в товарняке отправили на пмж в Сибирь.
Вера была старшая. Рослая, сильная, она взвалила на себя всю мужскую работу. Заменила отца. В Сибири, куда их сослали, жить было негде. Пришлось выкопать землянку. Первые годы так и жили. Практически под землей.
Вера рано пошла работать. Трудилась стрелочником на железной дороге. Тяжелый мужской труд. Но больше никуда не брали. Дочь "врага народа".
Из колонии отец вернулся без ноги. Покалечился на лесоповале. От калеки помощь семье невелика. А надо было строить дом, обустраивать быт. И здесь Вера была первой. Работала пилой и молотком наравне с мужиками.
Наверное тогда и прицепилось к ней прозвище Федька. Ведь не женщина - мужик в юбке.
Только на моей памяти тетя Вера сама своими руками построила на участке баню, летнюю кухню, выложила не одну печь. Сама крыла крыши.
Помогала всем родственникам и знакомым белить потолки. Кому нужна была помощь - звали Федьку. Никому не отказывала.
Казалось бы, от тяжелого труда и душа должна быть твердой и черствой. Но нет, тетя Вера была добрая и отзывчивая. А еще она любила цветы. Ее дом, ее сад утопали в цветах. На огороде росла клубника, а на навозной гряде спели арбузы. Для холодной Сибири это было чудом.
Вера прожила 96 лет. До последнего парилась в бане. Все болячки лечила исключительно самогонкой, которую гнала сама из березового сока.
Вот такая простая русская женщина... Федька.
Светлая ей память.