События последних недель подтверждают явный вывод о том, что Запад давно уже не является единым монолитом, противостоящим якобы «русской/китайской/иранской угрозе» (нужное подставить по вашему вкусу). Отнюдь, на фоне продолжающегося уже более года конфликта на Украине противоречия между европейцами с одной стороны, и американцами и британцами с другой стороны все более становятся видны не только в Москве или Пекине, но и в самих западных столицах.
Так, в ходе состоявшегося с 5 по 7 апреля посещения Китая, Макрон провел переговоры с Си Цзиньпином, в ходе которых сделал ряд интереснейших заявлений о текущем состоянии развития отношений между США и Европой. Наиболее значимые из них заключаются в необходимости снижения зависимости Европы от американского военно-промышленного комплекса, доллара и поставок углеводородов (СПГ). Также важно и заявление Макрона о недопустимости вмешательства Европы в конфликт между Китаем и Тайванем и размещение ядерного оружия на территории иных стран. При этом имело место подчеркнуто важное отношение со стороны китайского лидера к Макрону, как главе суверенной мировой державы.
На фоне такого диалога двух лидеров практически незаметным остался тот факт, что вместе с Макроном Китай посетила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, представляющая скорее интересы трансглобалистов. Ей и ее заявлениям никто не придал какого-то серьезного значения.
Подобное событие – лишь видимая вершина айсберга накопившихся противоречий между США и Европой. А вот некоторые факты, которые лежат в невидимой части «этого айсберга» и заключающиеся в увеличении конфликтов в финансово-экономической сфере из-за давления США на своих европейских союзников:
- в результате поддержки Вашингтоном Киева украинское зерно в рамках «зерновой сделки» поступает на рынки Европы по демпинговым ценам, тем самым увеличивая издержки и без того убыточной сельскохозяйственной отрасли ЕС. Об этом заявили в министерстве сельского хозяйства Польши. Украинское зерно дешевле на 25% по сравнению с продукцией польских и иных европейских производителей. Сохранение подобной ситуации грозит потерями не менее чем в 3 млрд евро в одной только Польше. Ситуация дошла до того, что министр сельского хозяйства Польши Хенрик Ковальчик был вынужден 5 апреля подать в отставку. На его место пришел Роберт Телюс, перед которым стоит не простая дилемма – вводить пошлины на поставку украинского зерна или выполнить требования Вашингтона о поддержке украинского экспорта. Прямой расчет стратегов Вашингтона на причинение большего ущерба европейскому сельскому хозяйству очевиден;
- произошедшее в марте банкротство американского банка Silicon Valley Bank (SVB), располагавшегося на 16 месте по объему активов среди банков США, в очередной раз ярко продемонстрировало колоссальную зависимость Европейского центрального банка (ЕЦБ) и, в целом, финансовой системы Европы, от шагов американского ФРС. Дело в том, что большая часть рынка облигаций Европы захвачена американскими инвестиционными конгломератами и в случае их проблем в самих США, этот рынок рухнет в Европе под лавиной возможных распродаж. При этом ЕЦБ не сможет насытить европейский финансовый сектор ликвидностью в целях нивелирования подобных возможных рисков, так как вынужден в краткосрочной перспективе продолжать повышение ключевой ставки;
- отдельным пунктом - поддержка США своего доминирующего технологического положения в Европе обеспечивается благодаря, с одной стороны защите собственного рынка от входа в него европейских технологических гигантов, и с другой лоббизмом противодействия принятию необходимых нормативных актов ЕС, регламентирующих деятельность американских ИТ-корпораций в сфере анализа больших данных и искусственного интеллекта. Можно посмотреть, сколько усилий было потрачено лоббистами Вашингтона против принятия Европейским парламентом (под нажимом Франции и Германии) закона о цифровых рынках (Digital Markets Act – DMA, вступил в силу 1 ноября 2022 г.), хоть как-то защищающего личные и потребительские данные европейцев и ограничивающего влияние так называемого Big Tech (Amazon, Alphabet, Microsoft, Meta, Apple). Потери европейских технологических компаний от нечестной конкуренции с США на собственном рынке также исчисляются миллиардами. К слову, общий мировой рынок Big Data в 2022 году составлял 273 млрд долларов, более трети которых формируется как раз в ЕС.
Список можно продолжать бесконечно долго, т.к. проблем в отношениях между США и их европейскими союзниками, за последние годы накопилось достаточно. В ходе конфликта на Украине их число выросло еще больше. И это мы еще не коснулись темы энергетики и подрыва Северного потока.
Собственно, в реальности Запад никогда и не был един. Со времен окончания Второй мировой войны главенствующее положение в Европе захватили США, отодвинув на вторые роли Британию и Францию, державы с великой тысячелетней историей и традициями, коими США похвастаться не могут. Именно нежеланием полностью подпадать под контроль Вашингтона объясняются такие исторические демарши как Суэцкий кризис или приостановка членства в НАТО Франции при Шарле Де Голле.
*Выступление Шарля Де Голля у входа в префектуру Шербура. 20.08.1944 г.
Однако сегодня противоречия между Вашингтоном и Европой как никогда ранее бьют по кошелькам европейцев. Не от хорошей жизни упомянутый нами ранее Эмманюэль Макрон был вынужден повысить пенсионный возраст во Франции, что привело к волне недовольства и стихийных беспорядков по всей стране.
Забавны на этом фоне потуги украинского режима Зеленского, старающегося выпросить дополнительного финансирования как у европейцев, так и у Лондона и Вашингтона. Повышая раздражение у западных стран своими растущими аппетитами Киев, по факту, еще больше вносит разлад в единство западных стран, вынужденных поддерживать его под давлением стратегов Белого Дома в ущерб собственным интересам.