Нивхи верили в мифических великанов и карликов.
Их называли Ғе нивӈгун, то есть «люди, которые забирают». Эти существа не являлись духами или чудовищами. Нет, это были тоже люди, но другие, обладавшие некоторыми сверхъестественными особенностями.
В этой статье расскажу о карликах, которые, как считали нивхи, жили с нами по соседству.
Рядом с селом Венское стоит невысокая сопка, священная для нивхов. Она находится сразу же за посёлком, около залива. Нам с самого детства говорили, что на ней живут Ғе нивӈгун – мифические карлики.
Старики рассказывали, что на этом месте часто слышно, как «другие люди» разговаривают между собой, гремят посудой, нянчат своих детей. Нивхи понимали их язык, но почти никогда не видели – карлики были то ли невидимками, то ли просто умели очень хорошо скрываться.
И внешне карлики тоже походили на обычных людей, но, конечно же, ниже ростом. Также у них отсутствовала шея, плечи были очень покатыми. Одно из главных отличий Ғе нивӈгун - отсутствие мизинцев на руках. Это очень важный признак, ведь по поверьям нивхов, в мизинце находилась одна из душ человека.
Одевались карлики так же, как и обычные нивхи. Разве что наращивали на голове конус из смолы. Старики говорили, что таким способом «другие люди» хотят хоть немного увеличить свой рост.
Вообще лесные карлики не считались особо опасными существами. И всё же родители не позволяли нам ходить на эту сопку. И сами лишний раз туда не поднимались. Всё потому, что Ғе нивӈгун не зря переводится с нивхского языка, как «люди, которые забирают». Эти существа были вороватыми – таскали рыбу или какие-то мелочи по хозяйству. Но самое главное, карлики похищали девочек и девушек.
Я лично знала двух женщин, про которых говорили, что они побывали у Ғе нивӈгун. Одна из них – Тёньгук, моя тетка по отцовской линии. Вторая – бабушка Ямик. В молодости, (40-е и 50-е гг.) они пропадали на несколько дней в тайге. Хотя было это в разное время, но оба случая произошли при похожих обстоятельствах. Девушки уходили по ягоды и терялись в лесу на несколько дней. Возвратившись домой, они не могли сказать, где пребывали и что с ними случилось. Все те дни, что они находились вне стойбища, полностью стирались из их памяти.
Но не все похищенные возвращались домой. Говорят, такое везение доставалось лишь тем, у кого имелся какой-либо дефект – шрам, родинка, бородавка или прыщики. Ғе нивӈгун предпочитали лишь идеальную кожу. Вообще забирали лишь самых красивых.
Валентина Сачгун, моя землячка и знаток нивхской культуры, рассказывала мне, что спастись от «забирающих» можно было, сильно ударив себя в нос. Дело в том, что «другие люди» панически боятся даже капли человеческой крови.
То ли слышала, то ли читала у кого-то из этнографов предание о женщине из рода «других людей». Один нивх взял её себе в жены и прожил с ней несколько лет. По хозяйству управлялась эта женщина по ночам, а днём сидела в самом темном углу, где её никто не видел. Ни с кем не общалась, никогда не разговаривала. И то ли странная чужачка надоела нивху, то ли видел он, как она тоскует среди обычных людей, но однажды решил отправить её домой.
Женщина покорно вышла, как обычно, не сказав ни слова.
Спустя несколько часов мужчине понадобилось выйти из дома. Открыв дверь, он наткнулся на свою бывшую жену. Та все это время стояла под дверью, как всегда молча. И тут нивх вспомнил: он не отдал женщине её личные вещи, которые все умещались в одном небольшом узелке. Когда «чужая» получила своё, то тут же исчезла.
Ушли из жизни нивхов и все её сородичи, живущие рядом с Венским и другими селениями. Быть может, карликам стало невыносимо находиться рядом с людьми, число которых вдруг многократно выросло. Может, мешали им новые громкие звуки. Но однажды Ғе нивӈгун собрали свои вещи, собак и укочевали куда-то.
Интересно, куда?..