Иногда жизнь изобретательнее любых выдумок. А американские медиа очень хорошо заточены на то, чтобы «запечатлеть экспериенс» и сделать на нём как можно больше денег. Вот жил-был Чарльз Каллен... На первый взгляд, обычный медбрат, довольно милый и добродушный. На поверку — серийный убийца, отбывающий сейчас одиннадцать пожизненных заключений в тюрьме Нью-Джерси. Об этом написали книгу, сделали кучу репортажей на ТВ, взяли десятки интервью — ну и зафиналили всё художественным фильмом.
Что в нём явно удалось — это его холодная реалистичность, от которой
мурашки бегут по коже. Представляешь себя на месте главных героев — и получается! Понимаешь, что именно так всё и было: волк облачился в овечью шкуру, и так легко ему верилось, а все, кто должны были отвечать за последствия, просто прикрывали свои задницы и перекладывали бумажки с места на место. И это, наверное, в любой стране так, а уж в России и подавно. И от осознания, что всё это могло произойти с тобой — будь ты хоть пациентом или коллегой подобного «Ангела Смерти» — как-то по-особому жутко.
Второе достоинство фильма — это его имплицинтность и внимание авторов к деталям. Здесь ничего не говорится напрямую, никто не называется монстром или героем. Меж тем, зритель отчётливо чует в странноватом Каллене опасность, а в его коллеге Эми, матери-одиночке с болезнью сердца, видит неподдельную смелость и благородство. Десятки людей до неё — куда более влиятельных и занимающих высокие позиции — предпочли отвести взгляд от подозрительных совпадений и уволили «доброго медбрата» из-за мелких административных нарушений, а Эми, рискующая в любой момент свалиться от сердечного приступа, вывела психопата на чистую воду и помогла упечь его за решётку.
Мы не узнаем, чего ей это стоило, и сколько бессонных ночей она провела, плача в подушку от бессилия. Характер героини раскрывается во многом через актёрскую игру Джессики Честейн и подаётся в мелочах. Особенно мне понравились моменты, где Эми сознательно врёт Каллену, и на её лице читается животный ужас, едва маскируемый показной наивностью. Она не знает, на что способен этот человек, но уже знает, что он виновен в смерти десятков людей. Она не знает, верит он ей или нет, и что он сделает с её дочерьми, если заподозрит «предательство». Она знает только, что у неё гораздо больше шансов, если она продолжит играть в эту игру и не будет изображать из себя героя... И всё это — буквально за пару секунд — читается на лице актрисы.
Что касается самого расследования, то в нём тоже не так-то просто расставить все точки над «i». В фильме нет чёткого момента, когда Чарльз Каллен превращается в убийцу, и не даётся никакого пояснения его мотивам. Фильм вообще не о нём, и, хотя название на английском можно истолковать двояко, в самом конце авторы всё же указывают нам, кто из героев — по-настоящему хороший человек и специалист в своей профессии. Так что, если вы ожидаете глубокое проникновение в мир одного психопата, то это не сюда. А вот если вы хотите посмотреть неоднозначную и до жути реалистичную историю о том, как позиция «моя хата с краю, ничего не знаю» может привести к масштабным последствиям, и как одна маленькая храбрая женщина невольно пошла поперёк всем «общественным договорам», то располагайтесь поудобней.