О названии этой игры слышал, наверное, каждый. Но далеко не каждый знает историю того, как Тетрис стал не только советским, но и общемировым феноменом игровой индустрии (вот, например, один факт, если Вы не знали: Тетрис в 2007 году вошёл в число десяти важнейших компьютерных игр, принятых на сохранение в Библиотеку Конгресса США), обретя популярность во многих странах.
Именно этому и посвящена новая картина стриминга Apple TV+ и режиссёра Джона С. Бэйрда “Тэтрис”, которая дебютировала 15 марта 2023 года на кинофестивале “К северу через северо-запад”, а на самом стриминге вышла 31 марта.
О чём это?
Основная сюжетная линия “Тертиса” посвящена программисту Хэнку Роджерсу (Тэрон Эджертон), который в 1988 году презентуя свою новейшую видеоигру на выставке в Лас-Вегасе буквально влюбляется в другую игру – Тетрис, созданную советским программистом Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов).
Чувствуя нутром и кожей гениальность этой простой игры и её невероятный коммерческий и развлекательный потенциал, Хэнк решается во что бы то ни стало приобрести лицензионные права на её распространение.
И следуя за этой целью, которая на поверку не так легко доступна, как могло показаться на первый взгляд, он оказывается в Советском Союзе, где и происходит львиная доля повествования.
За “привкус клюквы” в “Тетрисе” отвечают многие мелкие детали, отнюдь не красящие перестроечную Москву, которую в фильме сыграл по большей части Глазго (Шотландия), но всё равно вызывающие улыбку от ощущения искусственности созданного на экране мира. Например, писающий в переулке мужчина в одном из кадров, или пьющий из горла тоже прямо на улице, или часто лающие собаки.
Злой КГБшник (а каким ещё быть КГБшнику) Трифонов (Игорь Грабузов) страшно пучит глаза большую часть своего экранного времени. А загадочная Саша (Софья Лебедева), мечущаяся от одного образа к другому, при этом оставаясь в одной роли, к концу фильма начинает малость раздражать такими фортелями.
О, и нельзя не сказать о прекрасном русском языке. Вероятно, ради него для отечественных зрителей стриминг не стал заказывать полный дубляж картины. Но не подумайте, русские персонажи говорят на прекрасном русском.
Все, кроме одного – Михаила Горбачёва (Мэттью Марш)! Почему было принято такое кастинговое решение для меня загадка.
Однако как развлекательное кино “Тетрис” очень и очень хорош. Пусть и с искусственной интригой (не секрет ведь, кому в итоге достались лицензионные права на игру), но создателям удалось нагнать достаточно саспенса, чтобы смотреть было интересно и отечественному зрителю тоже. В фильме даже автомобильная погоня имеется, снятая не без спецэффектов, конечно, но с приятной изящностью.
Вообще визуальное оформление картины довольно примечательное, Вы сразу поймёте о чём я, когда начнёте смотреть. Да и сама история оказалась не банальной “экранизацией видеоигры”, которые слишком часто тонут в прокате с пробитым критикой дном, но вполне увлекательным (и развлекательным – это важно) триллером с драматическим оттенком.
Поэтому закономерными оказались приличные оценки критиков (81 % на Томатах и 61 из 100 на Метакритик) и в особенности зрителей (7.1 на Кинопоиске, 7.4 на IMDb и 88 % на Томатах).
Что в итоге?
Несмотря на активное сотрудничество Алексея Пажитнова и Хэнка Роджерса с создателями картины, она не перестанет быть исключительно художественным произведением, подчинённым в первую очередь драматургическим и иным задачам, которые часто не совпадают с исторической реальность. И об этом важно помнить, особенно собираясь смотреть западные фильмы про русских.
Но при всех своих недостатках (львиная доля которых будет зависеть от Вашего отношения к “клюкве”) “Тетрис” оказался неожиданно интересным фильмом, который станет ещё интереснее, если Вы не знакомы с историей игры. Казённые усы Эджертона перестанут отвлекать вскоре после начала картины, а в финале можно даже ощутить патриотическую гордость за Алексея Леонидовича, создавшего самую популярную игру в мире.