В 1983 году ЮНЕСКО был установлен день памятников и исторических мест. Этот день важен для нашего города, ведь, на его улицах более 100 замечательных зданий – архитектурных и исторических памятников. Енисейск – единственное в Красноярском крае историческое поселение федерального значения. Сегодня можно осмотреть все памятники с высоты птичьего полета, используя беспилотный летательный аппарат. Что же использовали для осмотра достопримечательностей 150 лет назад?
В 2020 году в журнале «День и ночь» Юрий Ромашков познакомил жителей Красноярского края с замечательным во всех смыслах человеком - Алексеем Ивановичем Тарасовым. В этой статье Тарасов предстал золотопромышленником, который любил по любому поводу затевать тяжбы.
Мы не будем развивать эту тему, а расскажем о другом увлечении Алексея Ивановича - фотографии. В фондах нашего музея сохранились снимки, сделанных в разное время и в разных жанрах.
Сегодня мы пристально рассмотрим упоминаемый в статье Юрия Валерьевича альбом с 42 фотографиями. Он прост в оформлении. На каждом картонном листе по одному отпечатку. Собственно Енисейску посвящено 26 снимков, из них 6 – постройкам самого Тарасова, 7 – енисейским храмам.
Первый отпечаток представляет собой панораму города, запечатленную Тарасовым в 1872 году с колокольни (сегодня не сохранившейся) Воскресенской церкви.
Тарасов зафиксировал южную часть города. Пронумеровал объекты: 1-мост через Мельничную (нет на кадре слева), 2- дом Кобычева, 3- дом Казанцева, 4- дом Иващенко.
Мы видим редкий снимок усадьбы Кобычевых.
И если флигель (под номером 2) сохранился до сих пор, то главный дом – только на этой фотографии.
Почему-то в поле его зрения не попал двухэтажный особняк на Успенской улице, принадлежавший Бородкиным. Но этот музейный объект можно и сегодня видеть на Рабоче-Крестьянской улице.
Тарасов старался уловить каждое изменение, которое происходило в Енисейске после опустошительного пожара 1869 года. Кытманов в своей Краткой летописи писал: «Городские здания большей частью уже отремонтированы…». Что подтверждается фотографией.
Напомним, А.И. Тарасов – выходец из Вышнего Волочка, одного из самых благоустроенных городов Тверской губернии. В Енисейской губернии он появляется в конце 1840-х годов. Уже в 1853 году Тарасов, керчь-еникальский купец 1 гильдии, имел на Ермаке свою золотопромышленную резиденцию и часто там жил. Разъездной характер также зафиксирован в газете «Биржа» за 1874 год, где корреспондент отмечал: «У него управляет госпожа Штерк, сам же он более живёт в Петербурге…».
В конце нашего повествования, представим еще одну панораму:
Видите разницу? Её практически нет! Но только этот снимок сегодня находится у владельца музея-усадьбы «Фотоизба» Петра Яковлевича Дроздова.
О появлении панорамы в своей коллекции Петр Яковлевич на своем сайте писал:
«А три года назад, никогда бы не поверил, что такое может случиться, мне сообщили, что у женщины есть две большие фотографии старинного Енисейска. Они, якобы, представляют интерес, и она хотела бы решить их судьбу. Я это принял к сведению, тем более что хорошо и очень давно знал семью обладательницы этих фото. Буквально в тот же день случайно встретил её и спросил о них. Она подтвердила их наличие у себя дома и сказала, что как-нибудь подготовит их. Но разве можно ждать, я понял, что там что-то неординарное, и настойчиво, но не требовательно предложил взглянуть на них без промедления. Когда её муж (мой одноклассник) достал их откуда-то с антресолей и показал мне….
Самое время упасть в лёгкий обморок. Но я за них держался, как за крылья волшебной птицы: это были две панорамы Енисейска на плотном картоне размером 23*66 и 23*75 [сантиметров]. Каждая была склеена из трёх высококлассных фото, правда, имелись значительные изломы, дефекты, да это и не мудрено, ведь эти снимки относились примерно к 1870-м годам. Фотограф расположился в слухах колокольни Воскресенской церкви (в настоящее время, 25 апреля 2011 года, сохранилась алтарная часть церкви на территории рынка «Воскресенский»), методично пластинку за пластинкой заряжал в очень большую фотокамеру размером 24*30 и делал эти исторические кадры. Вероятно, у него пластинки были уже вставлены в кассеты, но в этом случае их надо было иметь при себе достаточное количество, только для этих панорам (снимки на юг и запад) их ушло шесть, а может и больше, если дублировались некоторые кадры. Такой мастер не мог не запечатлеть и восточную часть города, а это ещё две-три кассеты. Это был серьёзный и хорошо подготовленный фотограф, скорее всего, живущий в Енисейске…».
Хорошо подготовленным, как теперь стало ясно, был Алексей Иванович Тарасов – тот самый «сутяжник». Возможно, именно Тарасов, несколько лет спустя, сделал еще несколько снимков того же места Енисейска для того, чтобы мы получили наглядные свидетельства изменений облика старинного города.
Как много еще открытий впереди.
Главное, найти нужное место и быть к этому готовым.