Найти тему

Колокольня, камера и стекло

В 1983 году ЮНЕСКО был установлен день памятников и исторических мест. Этот день важен для нашего города, ведь, на его улицах более 100 замечательных зданий – архитектурных и исторических памятников. Енисейск – единственное в Красноярском крае историческое поселение федерального значения. Сегодня можно осмотреть все памятники с высоты птичьего полета, используя беспилотный летательный аппарат. Что же использовали для осмотра достопримечательностей 150 лет назад?

В 2020 году в журнале «День и ночь» Юрий Ромашков познакомил жителей Красноярского края с замечательным во всех смыслах человеком - Алексеем Ивановичем Тарасовым. В этой статье Тарасов предстал золотопромышленником, который любил по любому поводу затевать тяжбы.

Мы не будем развивать эту тему, а расскажем о другом увлечении Алексея Ивановича - фотографии. В фондах нашего музея сохранились снимки, сделанных в разное время и в разных жанрах.

Сегодня мы пристально рассмотрим упоминаемый в статье Юрия Валерьевича альбом с 42 фотографиями. Он прост в оформлении. На каждом картонном листе по одному отпечатку. Собственно Енисейску посвящено 26 снимков, из них 6 – постройкам самого Тарасова, 7 – енисейским храмам.

Первый отпечаток представляет собой панораму города, запечатленную Тарасовым в 1872 году с колокольни (сегодня не сохранившейся) Воскресенской церкви.

Атрибуцию снимка сделал сам владелец альбома, сделав под фотографией запись: «Енисейск, 1872 г.». хотя большая часть снимков датируется 1878-1881 годами
Атрибуцию снимка сделал сам владелец альбома, сделав под фотографией запись: «Енисейск, 1872 г.». хотя большая часть снимков датируется 1878-1881 годами

Тарасов зафиксировал южную часть города. Пронумеровал объекты: 1-мост через Мельничную (нет на кадре слева), 2- дом Кобычева, 3- дом Казанцева, 4- дом Иващенко.

Мы видим редкий снимок усадьбы Кобычевых.
И если флигель (под номером 2) сохранился до сих пор, то главный дом – только на этой фотографии.
Почему-то в поле его зрения не попал двухэтажный особняк на Успенской улице, принадлежавший Бородкиным. Но этот музейный объект можно и сегодня видеть на Рабоче-Крестьянской улице.
Тарасов старался уловить каждое изменение, которое происходило в Енисейске после опустошительного пожара 1869 года. Кытманов в своей Краткой летописи писал: «Городские здания большей частью уже отремонтированы…». Что подтверждается фотографией.

Напомним, А.И. Тарасов – выходец из Вышнего Волочка, одного из самых благоустроенных городов Тверской губернии. В Енисейской губернии он появляется в конце 1840-х годов. Уже в 1853 году Тарасов, керчь-еникальский купец 1 гильдии, имел на Ермаке свою золотопромышленную резиденцию и часто там жил. Разъездной характер также зафиксирован в газете «Биржа» за 1874 год, где корреспондент отмечал: «У него управляет госпожа Штерк, сам же он более живёт в Петербурге…».

В конце нашего повествования, представим еще одну панораму:

-4

Видите разницу? Её практически нет! Но только этот снимок сегодня находится у владельца музея-усадьбы «Фотоизба» Петра Яковлевича Дроздова.

О появлении панорамы в своей коллекции Петр Яковлевич на своем сайте писал:

«А три года назад, никогда бы не поверил, что такое может случиться, мне сообщили, что у женщины есть две большие фотографии старинного Енисейска. Они, якобы, представляют интерес, и она хотела бы решить их судьбу. Я это принял к сведению, тем более что хорошо и очень давно знал семью обладательницы этих фото. Буквально в тот же день случайно встретил её и спросил о них. Она подтвердила их наличие у себя дома и сказала, что как-нибудь подготовит их. Но разве можно ждать, я понял, что там что-то неординарное, и настойчиво, но не требовательно предложил взглянуть на них без промедления. Когда её муж (мой одноклассник) достал их откуда-то с антресолей и показал мне….

Самое время упасть в лёгкий обморок. Но я за них держался, как за крылья волшебной птицы: это были две панорамы Енисейска на плотном картоне размером 23*66 и 23*75 [сантиметров]. Каждая была склеена из трёх высококлассных фото, правда, имелись значительные изломы, дефекты, да это и не мудрено, ведь эти снимки относились примерно к 1870-м годам. Фотограф расположился в слухах колокольни Воскресенской церкви (в настоящее время, 25 апреля 2011 года, сохранилась алтарная часть церкви на территории рынка «Воскресенский»), методично пластинку за пластинкой заряжал в очень большую фотокамеру размером 24*30 и делал эти исторические кадры. Вероятно, у него пластинки были уже вставлены в кассеты, но в этом случае их надо было иметь при себе достаточное количество, только для этих панорам (снимки на юг и запад) их ушло шесть, а может и больше, если дублировались некоторые кадры. Такой мастер не мог не запечатлеть и восточную часть города, а это ещё две-три кассеты. Это был серьёзный и хорошо подготовленный фотограф, скорее всего, живущий в Енисейске…».

Хорошо подготовленным, как теперь стало ясно, был Алексей Иванович Тарасов – тот самый «сутяжник». Возможно, именно Тарасов, несколько лет спустя, сделал еще несколько снимков того же места Енисейска для того, чтобы мы получили наглядные свидетельства изменений облика старинного города.

-5

Как много еще открытий впереди.

Главное, найти нужное место и быть к этому готовым.

Енисейский музей-заповедник