Найти в Дзене
АиФ – Северный Кавказ

Зерно дешевле, хлеб дороже. Почему опустошаются карманы ставропольцев?

Оглавление
   Пока до раздачи малоимущим блокадных порций хлеба не дошло.
Пока до раздачи малоимущим блокадных порций хлеба не дошло.

Жители края жалуются в соцсетях на подорожание хлеба. При этом зерно у крестьян закупают намного дешевле, чем год назад. Кто разоряет и производителей, и покупателей, разбирался «АиФ-СК».

Не в муке дело

Ставропольчанка Светлана Алексеевна год назад покупала 330-граммовую буханку хлеба за 25 рублей, а сейчас она стоит уже 28 рублей. Подорожание небольшое, да только поднялись в цене все продукты, и каждый поход в магазин стал обходиться на две-три сотни дороже. Как распределить минимальную пенсию 12,5 тыс. рублей на коммуналку, еду и лекарства, пенсионерка ума не приложит. Одежду давно не покупает, о развлечениях и речи нет.

В минэкономразвития края успокаивают, что дорожают только привозные буханки и что батоны - это не социальный продукт, а потому цены на них вне контроля. Статистика фиксирует годовой рост в рубль за килограмм хлебобулочных изделий. Но, по данным депутата краевой думы Ставрополья Петра Коротченко, на самом деле за год цена на хлеб поднялась на 45%, несмотря на прошлогодние субсидии пекарям. При этом мука стала стоить меньше на 15%, а зерно на все 60%.

Ни техники, ни удобрений

Рост цен на хлеб призвана сдерживать и пошлина на экспорт зерна, которую не уменьшили, даже несмотря на рекордный урожай 2022 года. По подсчётам минсельхоза Ставрополья, она отняла у крестьян 80 млрд рублей, потому что экспортёры снизили закупочные цены, компенсируя себе таможенные потери. Вместо 17-18 рублей за килограмм пшеницы земледельцам платят 11-12 рублей.

На западе края, где условия более-менее благоприятные, выращивать зерно и в таких условиях было всё же рентабельно.

«Себестоимость вышла в пределах 8 рублей за килограмм, а реализовал его по 11 рублей, - рассказал фермер Василий Лопатин из Изобильненского округа. - Жить можно, развиваться - нет. Тем более подсолнечник остался непроданным - на него тоже ввели пошлину, и стоимость упала на 30%. Технику смогу только ремонтировать, новую не купишь. Запас удобрений в два раза меньше, чем обычно».

В восточной зоне края рыночная цена зерна опустилась ниже себестоимости. «Мы продали только 5 тыс. т зерна, 11 тыс. т лежит на складах, потому что продавать - себе в убыток, - говорит председатель колхоза «Родина» Новоселицкого района Владимир Хромых. - Вопрос, почему при этом в магазинах хлеб так дорого стоит, председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин в декабре задавал министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Тот так и не ответил, отчего зерно по 12 рублей, мука - по 24-25, хлеб по 60, а в торговых сетях продукция уже по 103-110 рублей за килограмм».

Вытягивают в офшоры?

По мнению ростовского депутата Госдумы Евгения Бессонова, к которому сейчас стекаются жалобы со всего юга России, неправильно выстроена сама система управления экономикой. Прибыль крестьян ограничивают, а дальнейшую цепочку спекулянтов не контролируют.

«Наши торговые сети зарегистрированы, как правило, в офшорах, то есть прибыль получают иностранцы, - говорит он. - Мы пытаемся ограничить торговую наценку двадцатью процентами, но получается, у продавцов есть гарантия хотя бы 20-процентной прибыли, а у крестьянина и такой нет».

Государство в прошлом году объявило, что возместит аграриям до 50% затрат на урожай. Фермеры Ставрополья рассчитывали получить компенсации хотя бы по две тысячи рублей за тонну, а выдали им, по словам Василия Лопатина, всего лишь по 500 рублей. В начале апреля правительство России продлило сроки подачи заявлений на эту меру господдержки, но ущерб, нанесённый пошлиной, она всё равно не покроет.

«В результате введения госпошлины у российских крестьян из карманов изъяли 500-600 млрд рублей, а в качестве господдержки на всё сельское хозяйство выделяется менее 500 млрд рублей, вместе с животноводством и другими отраслями, - говорит Бессонов. - В то же время технику, удобрения, химию земледельцы покупают дороже, чем раньше. Это неправильно. Финансовая система, которая нам навязана за 30 лет недружественными государствами, до сих пор не поменялась, а она устроена так, что прибыль остаётся у тех, кто ничего не производит».

   По данным администрации Ставрополя и минсельхоза края. Фото:  АиФ
По данным администрации Ставрополя и минсельхоза края. Фото: АиФ

Личный опыт

Хозяйка частной пекарни в Ставрополе Наталья Белкина:

«Почему не стал дешевле хлеб, когда подешевело зерно? А остальные расходы? Коммуналка подорожала в два раза - было повышение летом и зимой. Выросли транспортные расходы, стоимость обслуживания автомобилей. Да и сопутствующее сырьё не дешевело. А работникам надо было поднимать зарплаты. Так что нет причин снижать цены на хлеб. У некоторых они поднялись, мы пока оставили на прежнем уровне - хлебопеков ведь в прошлом году поддержали субсидиями».