Мнение американского журналиста Джона Лехнера
21 февраля газета Le Monde сообщила, что американские дипломаты предложили президенту Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостену-Арканжу Туадере расторгнуть контракт с российской частной военной компанией Wagner Group в течение 12 месяцев. Взамен Вашингтон пообещал обучить Центральноафриканские вооруженные силы (FACA), предоставить больше гуманитарной помощи и предложить дальнейшую поддержку миротворческой миссии ООН в ЦАР (MINUSCA).
Официальные лица, близкие к этому вопросу, заверили, что сроков нет, и настаивали на том, что Вашингтон поддерживает тесные отношения с Банги (столица ЦАР).
Крайний срок или нет, но логика предложения Вашингтона основана на нарративе, который изображает противоповстанческий продукт российских ЧВК в Африке как неудачный, непопулярный и эксплуататорский за счет суверенитета Африки. Но конфликты в Ливии, Судане, Мозамбике, ЦАР и Мали сильно отличаются; то, что верно в одном театре, не обязательно должно применяться ко всем. И сложность, присущая вагнеровскому вмешательству в ЦАР, делает простое предложение Вашингтона бесперспективным: политически труднодостижимым.
В 2017 году правительство Туадеры изо всех сил пыталось выйти из разрушительной гражданской войны. Правительство контролировало небольшую территорию за пределами Банги, столицы, с мощными вооруженными группами, окопавшимися в сельской местности. Правительство обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой отменить эмбарго на поставки оружия во время гражданской войны. ООН сохранила эмбарго, но также одобрила предложение России помочь с оружием и прислать советников.
Затем Россия выступила посредником в заключении мирного соглашения между Банги и 14 вооруженными группировками — Хартумского соглашения 2019 года. Президентские выборы нарушили хрупкий баланс, и в декабре 2020 года бывший президент Франсуа Бозизе объединился с шестью повстанческими группировками, чтобы сформировать Коалицию патриотов за перемены, или КПК. Ополченцы КПК достигли Банги в январе 2021 года, прежде чем сочетание российских ЧВК, руандийских войск, миротворцев MINUSCA отбросило их назад.
Последовавшее за этим часто жестокое контрнаступление, начатое ЦАВС при поддержке российских ЧВК и руандийских войск, привело к тому, что правительство отвоевало больше территории, чем оно удерживало за последние годы. Большинство крупных городских центров снова находятся в руках правительства.
По данным ООН, количество нарушений прав человека в целом уменьшилось после попытки государственного переворота, предпринятой КПК, когда на вооруженные группы приходилось примерно 54 процента нарушений.
Путешествуя по стране в 2022 и 2023 годах, горожане в подавляющем большинстве выразили мне признательность за безопасность в своих городах. Торговля оживилась, особенно на северо-западе и юго-западе. На северо-востоке, в таких местах, как Бриа и Бирао, местные жители могут свободно гулять. Теперь они хотят видеть такую же безопасность на дорогах.
Контрнаступление Банги, поддержанное российскими ЧВК, отбросило повстанцев мародеров назад, придав "Вагнеру" ауру «крутизны». Мирное соглашение России, согласно которому лидеры повстанцев вошли в состав правительства , а также вербовка Вагнером бывших комбатантов также усиливают про российские настроения в Африке.
Африканские правительства сотрудничают с Wagner на основе доступных вариантов. Теоретически наемники предполагают, что военное решение конфликта существует, а миротворчество предполагает, что войны заканчиваются за столом переговоров. миротворческой деятельности И то, и другое необходимо для прекращения конфликта, но привлекательность Вагнера отчасти является следствием кризиса легитимности.
Готовность операторов Вагнера часто — но, конечно, не всегда — находится на передовой и рисковать своей жизнью в полевых условиях создает чувство справедливости, которое может преодолевать значительные культурные барьеры и контрастирует с учебными миссиями и тенденцией миротворцев которые пытаются отсидеться на базах.
Если бы Вагнер внезапно ушел из ЦАР, не имея значительных сил, чтобы заполнить пустоту, вооруженные группы могли бы оказаться на пороге Банги в течение нескольких месяцев. Этого не избежит никакая подготовка ЦАВС или поддержка MINUSCA. Риск внешнего или внутреннего переворота для Туадеры резко возрастет, а цена для гражданского населения Центральной Африки может быть катастрофической.
Прибытие Вагнера в ЦАР отчасти является результатом провала ООН и Запада, что делает предложение правительства США «больше того же самого» мертвым. Центральноафриканцы знают о преимуществах и недостатках решения их правительства сотрудничать с российскими ЧВК, и их взгляды отражают нюансированную оценку местных приоритетов в области безопасности. Будущая поддержка неизбежно будет зависеть от результатов, и в ЦАР перед Вагнер стоят огромные задачи.