В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский рассказывает о встрече со студентом, который интересовался, « почему станция на пустой площади у Садовой называется "Триумфальные ворота", а это -- "Тверская застава", хотя передо мною Триумфальные ворота во всем их величии... Потом, что значат эти два маленьких домика с колоннами рядом с ними?» И, правда, почему?
В 1814 году в честь возвращавшихся из Парижа русских войск (после победы над Наполеоном) были возведены деревянные Триумфальные ворота. Но они простояли всего лишь 12 лет. А память о них сохранилась в названии местности.
Новые Триумфальные ворота на Тверской появились в 1834 году. Это арка высотой 28 метров. Центром её является скульптурная композиция «Слава» (богиня победы Ника управляет шестёркой лошадей).
Домики по краям «были заставами и назывались кордегардией, потому что в них стоял военный караул, а между зданиями был шлагбаум».
Через Триумфальные ворота въезжали на коронацию русские цари.
Последний русский император Николай II с императрицей тоже следовал через Триумфальные ворота. И «мимо Триумфальных ворот везли возами трупы погибших на Ходынке» - жертв давки по случаю коронации при раздаче подарков.
Богиню победы Нику в народе называли «баба с калачом» ("богиня славы" с венком). Вот как об этом сказано Гиляровским: «говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера - один здесь, другой - на фронтоне Большого театра. Только это был не "кучер", а "баба с калачом", по местному определению».
« В такой же колеснице стоял на Большом театре другой "кучер" - с лирой в руках - Аполлон. Обе группы были очень однотипны, потому что как ворота, так и Большой театр архитектор Бове строил одновременно, в двадцатых годах прошлого столетия».
Здесь следует уточнить, что первоначальная колесница по проекту Бове и А. Михайлова была ниже современной на полтора метра, выполнена из гипса, в упряжке было 3 коня. И находился «старый Аполлон» не под открытым небом, а в нише.
Квадригу Аполлона (бронзовую) создал Пётр Клодт в 1856 году взамен сгоревшей вместе с театром в 1853 году. В античной мифологии каждый конь имел своё символическое значение
Первый конь – Эритрей, олицетворяет восход Солнца.
Второй – Эфоп, который означает - "пылающий, огненный".
Третий – Ламп, - "сияющий, сверкающий".
Четвёртый конь – Филогей, символизирует заход Солнца.
И управлял ими Бог солнца Гелиос. Позднее Бог солнца преображается в покровителя искусств Аполлона.