Найти в Дзене

3. Управление производством. Как должно быть и как есть

Основные моменты в управлении. Правильный подход и типичное руководство.

Целью проводимой серии публикаций является улучшение управления производственной деятельностью. Чтобы были понятны предлагаемые практические действия, необходимо вспомнить некоторые теоретические основы.

Чтобы не перегружать читателя, информация будет даваться в общих чертах, тезисно, уточнение возможно через обратную связь.

Правильное управление должно базироваться на знаниях: принципов управления, экономики, психологии, а также быть нацелено на безусловную реализацию системного подхода.

Процесс управления упрощенно можно свести к следующим основным моментам:

- постановка задачи;

- создание условий для выполнения поставленной задачи;

- контроль, анализ, корректировка;

- постановка новой задачи на более высоком уровне…

Для правильной постановки задачи необходимо иметь конкретную, измеряемую цель, а также знать и учитывать возможности предприятия: состояние производительных сил и производственных отношений, сроки мобилизации ресурсов, в противном случае возможны потеря управления и устойчивости предприятия.

Для выполнения задачи необходимо наличие управленческой модели с прописанными «правилами игры». При выстроенной системе управления решением задачи заинтересованно занимается весь коллектив, каждый на своем месте в рамках своих компетенций. В противном случае возникает необходимость ручного управления.

При отсутствии системы, вместо выборочного внимания к узловым моментам процесса - тотальный контроль на всех этапах. Отсюда перегруженность и усталость, что делает маловероятным полноценный анализ. Без анализа корректировка сводится к решению текущих проблем с частичным устранением промежуточных причин.

Под управлением нужно понимать не только действия первого руководителя по управлению предприятием для достижения поставленной цели, но и заинтересованные и осознанные действия каждого работника в рамках своей компетенции, способствующие достижению той же самой цели. Создание условий для стимулирования максимальной заинтересованности, координация действий с целью достижения наилучшего взаимодействия, выявление общественной инициативы через полное вовлечение персонала для устремления к постоянному улучшению – так должно быть. Посмотрим, что же имеем на самом деле.

Ярко выраженные типы руководителей и присущее им управление с типичными ошибками.

1. Деспот

Не дорожит людьми, считает, что ему все должны и обязаны, любимое выражение: «не нравится, увольняйтесь…» Все руководство сводится к жесткому администрированию. Задачи ставятся произвольно, без учета возможностей, за невыполнение – карательные меры (выговоры, штрафы, увольнение). Атмосфера в коллективе – удручающая, результаты – плачевны.

2. Авторитарный

Не представляет руководства без ручного управления. Все - сам, во все вникает, все хочет контролировать, во всем требует согласования. Минусы такого управления – постоянное запаздывание, а также ошибки из-за недостаточной компетентности. Отличительные признаки такой модели - только вертикальные связи, отсутствие или незначительное делегирование полномочий, горизонтальные связи очень слабы. В коллективе почти полностью отсутствует инициатива. Результаты оставляют желать лучшего, хотя могут быть и приемлемыми, если предприятие небольшое и у руководителя на все хватает сил…

3. Сторонний наблюдатель

Прямая противоположность предыдущего типа. Мало уделяет внимания управлению, все отдано на откуп замам и руководителям направлений. У него сильная вера в команду эффективных менеджеров. Когда удается подобрать дееспособный коллектив – результаты могут быть неплохими. В основном же – балансирование на грани…

4. Системник

Убежденный приверженец системного подхода. Понимает, что только полное вовлечение персонала через личную заинтересованность и делегирование полномочий может избавить от необходимости постоянного ручного управления. Он - за мотивацию работников не только хорошо выполнять свою работу, но и за принятие оперативных решений на месте без вмешательства высшего руководства, поэтому уделяет внимание укреплению горизонтальных связей. По мере выстраивания системы у него появляется больше времени на анализ и корректировку в плановом, а не авральном режиме. И даже у него не получается до конца справиться с проблемами и избавиться от необходимости постоянного ручного управления, потому что не удается окончательно выстроить самодействующую систему ввиду отсутствия некоего «механизма саморегулирования» (будет рассмотрен в дальнейшем).

Вышеописанные типы руководителей в чистом виде встречаются не часто, в основном - комбинации из разных типов. Но первый и последний, «деспотизм и демократия», являясь противоположными полюсами – никогда не сочетаются, взаимоисключая друг друга.

У рассмотренных, и нерассмотренных, методов управления, применяемых на российских предприятиях, при всем их разнообразии и отличии, есть две характерные черты – наличие производственных проблем и необходимость постоянного ручного управления. Повторюсь – это неискоренимо до тех пор, пока будут использоваться негодные производственные отношения.

Пора переходить к доказательствам, которые я намерен выстроить следующим образом.

- Вывести формулу эффективной управленческой модели "Производство без проблем", лишенной вышеназванных недостатков (следующий выпуск).

- Показать управленческие ошибки как первопричину производственных проблем.

- Презентовать методику построения управленческой модели "Производство без проблем".

- Представить рекомендации по внедрению управленческой модели "Производство без проблем".

- Показать преображение на предприятии после внедрения управленческой модели "Производство без проблем".

- Обратная связь в режиме вопросов-ответов.