За полувековой с хвостиком стаж акроновский поисковый отряд «Сокол» сменил всего пять командиров. Кто-то ушел с боевого поста по возрасту. Чьи-то здоровье и жизнь забрали черные воронки Долины смерти, лед на дне которых не тает даже летом.
Сегодня мы вспомним добрым словом светлого человека, уважаемого всеми поискового трудягу и мудрого собеседника – недавно ушедшего командира отряда Игоря Куна.
С детских пор
Электромонтер одного из ремонтных подразделений новгородского «Акрона» возглавил «Сокол» в 2004 году. Но интерес к теме войны родился еще в детстве, когда искал патроны на линии обороны вдоль Малого Волховца. Нынешним «телепузикам» трудно понять – что такое проводить весь день на улице без мобильника и цифровой приставки в руках. Со временем война окончательно затесалась в сердце Игоря. Он рассказывал, как строил собственные блиндажи, но старшие ругались, зарывали их. Вспоминает поисковик и дни детства, проведенные у родни в деревне Вяжищи, что рядом с «Акроном». Там в годы войны в болотистом пруду у монастырских стен фашисты топили военнопленных из местного концлагеря.
Рассуждать о патриотизме можно бесконечно – восхваляя его или понося. Главное тут – следуют ли за высокими словами о любви к отчизне поступки и дела. Как сказал один из молодых писателей, дед мой за родину погиб, а был ли патриотом – не сказал.
Кропотливый труд
В большой поиск Игорь Кун попал в середине 80-х, учась в СПТУ-13, отозвался на призыв комитета комсомола, набиравшего молодежь для выхода под Мясной Бор с отрядом «Сокол». Шли, конечно, за патронами и касками. Ни кости, ни обожженные войной леса поначалу не впечатлили. Лишь спустя годы, когда набравшийся опыта поисковик сам стал водить школьный отряд, в сознание что-то изменилось. Тогда и понял, что научить можно тому, во что веришь сам. Свой первый медальон нашел перед армией. Так и ушел служить, не узнав – прочитали ли имя солдата.
Игорь Кун. Разговоры.
«Что такое поиск… Это долгая кропотливая работа. Есть разница между просто «покопать» и планомерно искать. Все начинается с определения района. Затем сбор информации из книг, архивных документов, опроса местных жителей. Сравнение карт современных и военных лет. Разведка местности, место под базовый лагерь, близость воды, расчет ГСМ. После установки лагеря идет осмотр местности. Поиск щупами, металлодетектором. Если удается найти останки погибшего, то осматривается весь район вокруг, часто рядом лежат и другие…»
И весточка о сыне
Игорь рассказывал, что многие из жен и детей поднятых солдат видели их во сне в день нахождения останков. Одна старая бабушка, мать бойца, словно ее что-то отпустило, спокойно ушла в мир иной едва ли не день в день, когда пришла весточка о сыне. Это заставляло его погружаться в дело поиска все глубже и глубже. Лично перелопатил сотни томов военной литературы и архивных документов. Не вылезал из командировок в Подольский архив МО. Жил в комнате, где свободным от книг было только окно и кровать. И почти все книги про любимое дело. Даже пошатнувшееся в лесах здоровье не мешало выходить на вахты.
Когда Игоря Викторовича наградили памятной медалью Министерства обороны РФ «Патриот России» за заслуги в увековечивании памяти погибших защитников Отечества, все признали, что Кун, как никто, заслужил ее. Игорь не искал наград, но их у командира хватало: медали «За укрепление боевого содружества», «90 лет советских вооруженных сил», медаль Ордена «За профессионализм и деловую репутацию», Почетный знак от российского комитета ветеранов войны и военной службы. Знаки «За активный поиск» и «Ветеран поиска». Но главной наградой было отношение к нему людей.
Игорь Кун. Разговоры.
«Можно все еще что-то найти и визуально. Как-то ранней весной лесники сожгли прошлогоднюю траву на высоковольтке. Перед нами картина: среди пепла торчали край каски, носок ботинка. Где-то бок котелка, стеклянной фляги или ствол винтовки со штыком. Вот зеленая солдатская кружка, противогаз, раздавленная пулеметная коробка. А на взгорке лежали побелевшие кости руки, так и державшие ржавый ствол винтовки. Солдат все еще на войне... За шесть дней подняли останки 35 солдат и командиров…»
Вечная память
Его считали лидером, который не бежит с шашкой впереди, а своим примером, бесконечной верностью и любовью к делу заразит, увлечет поиском. И потом всегда поддержит. Просто, по делу, без показушничества. Человек, благодаря которому многие узнали, что такое поиск и… полюбили это дело. Человек с тихой улыбкой, живущий своим делом, человек – источник. Уходя в леса в последний раз, говорил: «Планов впереди много, времени маловато. Пока ноги носят, буду выходить в поиск!»
Таким запомнился Игорь Викторович Кун. Но ребята из «Сокола» говорят, что на каждой вахте он незримо по-прежнему с отрядом.
#АКРОН #СОКОЛ55 #ВЕЛИКИЙНОВОГОРОД #ИСТОРИЯ #ПоисковыйКлубСокол
✔ Подписывайтесь на наш канал.