Познакомилась я с одной женщиной, живущей в нашем Волхове неподалёку от вокзала в двухэтажном домике послевоенной постройки.
Приехала она в наш городок в возрасте сорока лет, устроилась работать, дали ей квартирку на втором этаже в этом доме.
Как въехала, так стала ночами плохо спать. Просыпалась от того, что как будто над головой, на чердаке, живёт толпа людей. Они кричат, плачут, ссорятся и разговаривают.
Женщина призналась соседям про это явление, и про то, что оно мешает ей спать.
Соседи рассказали, что во время ВОВ по Дороге Жизни через Ладожское озеро вывозили людей из Ленинграда, в Волхове распределяли, кого куда везти. И кормили. Сначала досыта, но изголодавшие люди yмиpaли, наевшись. Был дан приказ - одну ложку каши каждому. Через час - ещё ложку, и так далее.
Но опять то норму еды выдавали сразу, то ленинградцы выпрашивали добавку, а заканчивалось опять cмеpтью. Немало людей yмерлo, прежде чем наладили такое прерывистое питание, которое не yбивaлo.
А людей хopoнили тут же, у вокзала. После войны построили в этом месте деревянные бараки. Прямо на мoгилax.
А женщине, кстати, соседи посоветовали читать "Отче наш".
Иногда три раза было достаточно прочитать молитву, иногда девять, чтобы голоса утихли.
В настоящее время эти двухэтажные бараки сносятся, на месте одних построили игровые площадки и разбили сквер, на месте других - осталось пустое место, другие ждут своей очереди.
В Волхове жило и живёт немало бывших ленинградцев, и одна из таких женщин рассказала свою историю.
Жила ещё до Войны в ленинградской коммуналке девочка. В их комнате стоял огромный, резного дерева, ещё дореволюционный шкаф. Мама кормила девочку, накрывая ей за круглым столом. Девочка ела еду, но не любила хлеб, не доедала, прятала его, а потом с размаху закидывала его на этот шкаф.
Началась ВОВ, во время Блокады семья голодала и мёрзла. Все мелкие деревянные изделия и мебель были сожжены в "буржуйке". Дошла очередь и до шкафа. Своих сил справиться с этим мoнcтром у женщин не было, пригласили дворника с топором. Тот справился с ним, но когда рубил каркас, с верха шкафа посыпались сухари! Набрали целую наволочку целых кусочков, половинок, объедков и корок!
Этот мешок сухарей помог семье пережить голод и дожить до эвакуации.
Вот такие истории вспомнились накануне очередного Дня Победы.