Найти тему
KAPRAZ

Политэкономия-03. Записки дилетанта

Оглавление

ТАК В ЧЁМ РЕАЛЬНАЯ РАЗНИЦА?

КАК ПОНЯТЬ РАЗНИЦУ

Чтобы понять разницу между капитализмом и социализмом, следует обратиться к первоисточникам. Но кто может послужить первоисточником?

Маркс и Энгельс? Они классики теории коммунизма. Но они были только теоретиками, безо всякого практического опыта в построении социализма. Потому они описали собственные мечты о «рае на земле», что вряд ли как-то связано с реальным социализмом.

Ленин? Увы, тоже нет. Его практика построения социализма была короткой, вся она пришлась на начальный период его развития. Практик, тактик он был гениальный, но что он строил? Свою мечту.

Надёжными первоисточниками может быть И. В. Сталин, накопивший богатейшую практику построения социализма и борьбы с капитализмом, и обладавший острым аналитическим умом. Наиболее точно разницу между капитализмом и социализмом он выразил в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), в форме их основных экономических законов:

Главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли путём эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путём закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путём войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей.

Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

Следовательно: вместо обеспечения максимальных прибылей, — обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; вместо развитая производства с перерывами от подъёма к кризису и от кризиса к подъёму, — непрерывный рост производства; вместо периодических перерывов в развитии техники, сопровождающихся разрушением производительных сил общества, — непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники.

Ни в одном из основных законов ни слова о форме собственности на средства производства. Это означает только одно: то, что нам все эти годы преподносилось под видом «истины в последней инстанции», оказалось, в понимании товарища Сталина, совершенно несущественным фактором. Настолько несущественным, что он даже не был упомянут в формулировках основных экономических законов. Как же так?

Формулируя основные экономические законы капитализма и социализма, товарищ Сталин рассматривал ЦЕЛИ их существования, функционирования и развития, и основные инструменты достижения этих целей. И весь кавардак тут же исчезает: в каждом конкретном случае сразу ясно, капиталистическая или социалистическая основа каждого конкретного строя.

СОЦИАЛИЗМ – НЕ КАПИТАЛИЗМ

Социализм – это не капитализм, это социально-экономический строй, противоположный капитализму.

В чём главное их отличие? Все учебники говорят: в форме собственности на средства производства. Но такой ответ не объясняет, почему это отличие столь важно. Разберёмся.

Капитализм создаёт общество, в котором личные и общественные цели сводятся, в основном, к экономическим; роль человека или сообщества в окружении определяется индивидуальной свободой, в пределе – вседозволенностью; отношения человека или сообщества к окружающим строятся на принципах индивидуализма и даже эгоизма, и потому сводятся к конкурентной борьбе; а основным критерием успеха человека или сообщества является прибыль, выгода (не обязательно финансовая), получаемая любой ценой. Отсюда следуют главные характеристики капиталистического общества: неравенство, бесчеловечность и несправедливость.

Коммунистическая идея нацелена на построение справедливого общества, в котором не было бы неравенства и сохранялись бы человеческие отношения. Это – в идеале. А так как эти главные характеристики противоположны характеристикам капиталистического общества, то и взаимоотношения должны быть другими: личные и общественные цели над-экономические, глобальные – таковой и является справедливость для всех; отношения человека и сообщества с окружающими основаны на коллективизме и сотрудничестве; роль человека и сообщества в окружении определяется ответственностью и взаимоуважением; а основным критерием успеха человека и сообщества становится вклад в общее благо.

Как видим, переход от капиталистического общества к социалистическому, а далее – к коммунистическому должен привести к тому, что личная выгода, прибыль перестаёт быть критерием успеха. Человек в справедливом обществе должен получать выгоду от того, что он делает для общества, а не от того, что он использует для обогащения.

Частная собственность на средства производства является как раз средством обогащения; другим средством обогащения является участие в товарообмене (деньги – тоже товар!); третьим средством обогащения является частная собственность на средства жизнеобеспечения (жильё, средства здравоохранения, коммуникации и т. п.).

В идеале все эти средства обогащения в справедливом обществе должны принадлежать всему обществу, всему народу, чтобы никто не мог их использовать для личного обогащения, для получения личной выгоды за счёт других людей. Этот механизм и объясняет, что «видимое» отличие коммунистического общества от капиталистического – иная форма собственности на средства производства. А заодно – на товарообмен и средства жизнеобеспечения.

Переход от несправедливого общества к справедливому происходит не одномоментно – это постепенный процесс, в котором обязательно на каждом шагу учитывать реальную ситуацию и психологию различных общественных групп.

Вот и получается: чтобы отойти от привычных нам штампов, стоило бы общественно-политико-экономический строй, целью которого является получение максимальной прибыли, назвать «жаднизмом», потому что в его фундаменте – человеческая жадность. А его противоположность, целью которой является неуклонный рост уровня жизни населения, следовало бы назвать «справедлизмом», потому что этот строй описывается понятием «справедливость для всех». Употребление этих имён делает несовместимость и непримиримость этих двух общественно-политико-экономических систем куда более очевидными.

Но автор не будет отступать от общепринятой терминологии, только вложит в неё понимание ЦЕЛЕЙ, а не средств. И ожидает от читателей такого же понимания терминов «капитализм» и «социализм». Хотя бы на время чтения данного цикла статей.

* * *

Дальше посмотрим, как эта разница сказалась на эволюции как капитализма, так и социализма.