Сегодня я предлагаю разобрать что такое блик, свет, тень и рефлекс. Без понимания этих базовых в рисунке и живописи вещей, вы будете маленьким котеночком блуждать в большой коробке с клубками, в которых можно только запутаться, но нельзя с удовольствием поиграть.
Все, что я перечислила выше, есть элементы светотеневых отношений, а иначе говоря, светлые и темные области на видимой поверхности предмета, обусловленные его фактурой и формой. Распределение этих областей и их насыщенность зависят от мощности светового потока и характеристик поверхности, на которую этот поток направлен. Ниже, для наглядности, будут фото предметов с разной фактурой, а пока разберем списочек понятий:
– свет – обращенная к свету поверхность. Имеет разные градации по яркости и светлоте;
– блик – место, куда луч света падает перпендикулярно. Это самое светлое место на рисунке. В рисунке или акварели его роль часто выполняет незакрашенная область чистой бумаги. А в живописи – белила;
– полутень – промежуток между участками света и тени;
– собственная тень – неосвещенная сторона предмета, противолежащая свету. Обычно, самая темная часть поверхности.
– падающая тень – тень, которую отбрасывает предмет на поверхность стола или другие предметы;
– рефлекс – лежащее в области тени слабое отражение света от соседних предметов. На рисунке зона рефлекса слегка высветляется, в живописи в нее вводятся цвета предметов, от которых он отражается.
Тональный разбор начинают с нанесения общих тоновых пятен, постепенно уточняя и детализируя поверхность. Вообще, это главный принцип в рисовании – от общего к частному, и я неоднократно буду о нем напоминать и вам, и себе.
В процессе художник постоянно сравнивает светлые и теневые части между собой, добиваясь идеального соотношения на бумаге. В качестве камертона можно использовать чистый лист белой бумаги, и опираться на него, как на самое светлое место. Если свет на постановке рассеянный, бывает сложно сразу определить уровень светлоты/темноты предметов: в этом случае рекомендуется прищурить глаза – тогда разница в тональности плоскостей станет более явной.
Теперь попробуем рассмотреть все эти блики и рефлексы на фото. Я сняла разные предметы при естественном и искусственном свет, подняла контрастность снимков насколько позволил фоторедактор смартфона – в общем, разбираем то, что получилось.