604 подписчика

Крепость Хаджибей как кривое зеркало украинской истории

21K прочитали
«Последняя крепость: Хаджибей» (Фортеця Хаджибей): художественный фильм, 91 минута. Производство Одесской киностудии + Georgian International Films + AISI Film, 2020 г.
«Последняя крепость: Хаджибей» (Фортеця Хаджибей): художественный фильм, 91 минута. Производство Одесской киностудии + Georgian International Films + AISI Film, 2020 г.

Советский Союз создал на Украине мощнейшую киноиндустрию. Каждый советский ребёнок наизусть знал «Приключения капитана Врунгеля» и «Остров сокровищ», созданные на киностудии «Киевнаучфильм». Каждый взрослый советский гражданин плакал в конце фильма «В бой идут одни старики», снятого на киностудии им. Довженко. Наконец, вообще любой советский человек с двух нот угадывал заставку Одесской киностудии.

Пост-советской Украине досталось завидное кино-наследство. Что же снимают сегодня незалежные наследники золотого советского ГосФильмоФонда?

Вот, например, в 2020 году вышел в свет исторический приключенческий фильм «Последняя крепость: Хаджибей». Точнее, псевдо-исторический. Ведь из него доверчивый зритель узнает, как лихие задунайские казаки в союзе с благородными турками воюют против Российской империи в русско-турецкой войне 1787-1791 годов. И не просто воюют, а вскрывают грандиозный заговор! Бдительные казаки перехватывают в зарослях камыша одинокого русского солдата, при котором оказывается личное письмо великого визиря Османской империи главнокомандующему русскими войсками Григорию Потёмкину.

Прямо вот тут, в камышах, и поймали гонца с письмом к Потёмкину
Прямо вот тут, в камышах, и поймали гонца с письмом к Потёмкину

Оказывается, великий визирь – предатель, «сливает» Потёмкину все инсайды турецкого султана, в результате чего война идёт в пользу «россиян» (нет-нет, это не Борис Николаевич Ельцин!, это казаки так называют русских в XVIII веке). Чтобы раскрыть султану глаза, казаки посылают своего лучшего воина, гарна хлопца Андрея, с донесением в турецкую крепость Хаджибей. Комендант крепости, старый друг казачьего атамана, поможет переправить донесение в Стамбул.

Атаман задунайских казаков. Эталонный образец исторического украинства.
Атаман задунайских казаков. Эталонный образец исторического украинства.

Для любого знакомого с историей русско-турецкой войны 1787-1791 годов такая сюжетная завязка звучит как бред сумасшедшего. Великим визирем был в те годы Коджа Юсуф-Паша, в высшей степени уважаемый человек в турецкой иерархии, второй человек по должности после самого султана, главнокомандующий армией Османской империи. Часто вы в истории встречали предателей среди главнокомандующих? Хорош предатель, который собрал стотысячное войско и перешёл в наступление!

Но не смотря на абсурд сюжета, перед нами не наркотический арт-хаус, а солидный международный проект. Фильм снят совместно Украиной, Грузией и Турцией, а примерно половину бюджета в виде гранта выделило Госкино Украины. Одну из главных ролей сыграл грузинский певец, и ещё две – популярные турецкие сериальные актёры. Премьерные показы прошли одновременно в Киеве, Стамбуле, Тбилиси и Одессе.

Турецкие воины в фильме выглядят как ряженые на базаре из сказок Шахерезады
Турецкие воины в фильме выглядят как ряженые на базаре из сказок Шахерезады

Турция давно и целенаправленно проводит работу по расширению своего влияния, в том числе – в направлении Северного Причерноморья. Анкару волнует формирование положительного имиджа в этом регионе, что как две стороны одной медали упирается в очернение России и отрицании русского взгляда на историю. Уж наверное не случайно Корпорация Турецкого радио и телевидения TRT начала вещание на русском языке. И вот уже всё больше появляется контента о том, что ислам – традиционная религия Украины, что в состав Крымского ханства и Османской империи входила так называемая Ханская Украина, что под слоем славянско-христианского культурного мира археологи открывают целую тюрко-мусульманскую «степную Атлантиду» и так далее.

«Вы против русских? Тогда мы в деле!» – радостно завизжали киевские князьки и принялись изо всех сил вылизывать руку новому турецкому хозяину. В надежде поскорее из русского мира перейти в тюркский стали выделять свои кровные украинские денежки на про-турецкое кинишко. Одели турок в фильме вместо военной формы в какие-то невиданные дивные костюмы из сказок Шахерезады. Турецкие хозяева оценили усилия своих добровольных помощников и принялись с невиданной силой фильм продвигать: он был признан лучшим на турецком кинофестивале Best Istanbul Film Festival, и победил в номинации «Лучший фильм» на турецком же Halicarnassus Film Festival. Подключились и американцы: «Фортеця Хаджибей» стал победителем на кинофестивале Gothamite monthly film awards в Нью-Йорке в номинации Best Narrative Feature Film.

Великий визирь Коджа Юсуф-Паша. Воевал с русскими и остался в дураках
Великий визирь Коджа Юсуф-Паша. Воевал с русскими и остался в дураках

Кстати, возможно именно активным турецким участием в картине и можно объяснить абсурдность сюжетной завязки про визиря-предателя. В современной турецкой историографии того самого Коджа Юсуф-Пашу, мягко говоря, не жалуют. Он подвергается (и вполне справедливо) обильной критике с военной точки зрения за то, что будучи главнокомандующим армии с 1787 по 1789 годы, не выиграл в войне с русскими ни одного сражения. Вероятно, современные наследники османских амбиций руками украинских кинематографистов сводят со своим предком счёты.

Но вернёмся к нашей эпической картине. Как вы уже догадались, турки, задунайские казаки и все, кто им помогает – хорошие, а плохие – конечно же русские. То и дело исподтишка пьют водку, занимаются неприкрытым рэкетом мирного населения, симпатичную турчанку хотят изнасиловать и очень любят всех сажать в каземат. И воевать совершенно не умеют: что удалой казак, что тщедушный грузинский винодел рубят русских в капусту, по дюжине в минуту.

Генерал Морозов из фильма «Последняя крепость: Хаджибей»
Генерал Морозов из фильма «Последняя крепость: Хаджибей»

Даже удивительно, как же этим непутёвым русским войскам удалось захватить Хаджибей? Ведь для штурма они строятся парадной колонной в чистом поле, и под барабанный бой выдвигаются под прямую наводку крепостных пушек и ружей. Не иначе, трупами завалили турок?

В фильме крепость штурмует некий генерал Морозов. На самом же деле руководил штурмом Хаджибея блистательный испанец на русской службе, генерал-майор Осип Михайлович де Рибас. Именно он через 6 лет станет первым градоначальником нового города, построенного на месте Хаджибея.

Осип Михайлович де Рибас
Осип Михайлович де Рибас

По плану де Рибаса русский отряд рано утром «25» сентября 1789 г. подступил к крепости скрытно, прячась по балкам и оврагам. В 4 часа утра, неожиданно выйдя из Кривой балки, русские пошли на приступ. Расчёт на внезапность полностью оправдался: турки заметили наступающих слишком поздно. Через несколько часов над крепостью уже развевался русский флаг. При этом потери наших войск составили по разным данным от 5 до 15 человек убитыми, у турок же – от 70 до 100.

Схема штурма Хаджибея войсками под командованием де Рибаса
Схема штурма Хаджибея войсками под командованием де Рибаса

Русско-турецких войн было много. Но особый цинизм ситуации в том, что украинцы, грузины и турки вместе сняли фильм про ту самую русско-турецкую войну, в которой Россия воевала за защиту от османов как-раз Грузии и Крыма.

Подконтрольные туркам крымские ханы веками разоряли территории современной Украины, сотнями тысяч угоняли православных в рабство и потом выгодно продавали в Османскую империю. Прекратился этот невольничий беспредел только в эпоху Екатерины II благодаря силе русского оружия. А теперь неблагодарные потомки снимают кино про благородных турок, вместе с которыми казаки отстаивают «свой край» от Российской Империи. Паноптикум какой-то.

Подзабыли украинцы, как крымчаки угоняли и продавали их в рабство…
Подзабыли украинцы, как крымчаки угоняли и продавали их в рабство…

Фильм буквально нашпигован фактическими несуразицами, цель которых – возвеличить историческое значение всего украинского. Например, молодой грузин Йорам плывёт из Франции в Крым, потому что по слухам здесь можно бесплатно получить землю под виноградник. «Я даже со словарём учил местную мову!», сообщает шкиперу Йорам, мечтающий делать лучшее в мире вино.

Мову он местную учил, винодел… Неверный он с точки зрения местных, а не винодел!
Мову он местную учил, винодел… Неверный он с точки зрения местных, а не винодел!

Интересно, какую именно мову учил юный грузин: малороссийскую, татарскую или турецкую? – ведь реальными хозяевами в Крыму того времени были вовсе не казаки. Татарские мурзы вовсе не собирались расставаться со своими землями. Да и время для виноделия было самым неблагоприятным из-за религиозных запретов в исламе на употребление вина.

Всё изменилось, когда Крым стал русским. Именно князь Потёмкин предпринял меры по массовой засадке территории виноградниками. Именно после утверждения Таврической области началась массовая раздача земель и массовое переселение в Крым крестьян, отставных солдат и казаков.

Вышиванка, усы, «Ти ж мене пiдманула» — историческая «достоверность» достигнута!
Вышиванка, усы, «Ти ж мене пiдманула» — историческая «достоверность» достигнута!

Другой пример из фильма: в таверне музыканты играют хорошо всем знакомую мелодию песни «Ти ж мене пiдманула». Вот, мол, какая древняя у нас культура! Но увы, первое упоминание этой песни относится не к 1789, а к 1897 году. Неувязочка. Впрочем, справедливости ради отметим, что по другой версии музыканты исполняют мелодию романса «Їхав козак за Дунай». Поскольку отличить одну мелодию от другой мы не смогли, возможно эта версия снимает вопрос про существование песни уже в 1789 году. Но поднимает другой болезненный вопрос: не слишком ли однобок украинский музыкальный фольклор?

– Плохо что нас мало… Ну ничего, Измаил-то наши казаки держат!
– Плохо что нас мало… Ну ничего, Измаил-то наши казаки держат!

Но настоящую оторопь вызывает брошенная вскользь фраза казака Андрея: «Плохо что нас мало… Ну ничего, Измаил-то наши казаки держат!» Мол, даже малому числу отважных казаков под силу противостоять ордам русских, штурмующих Измаил. Но вот беда! – в исторических источниках ничегошеньки не сказано про участие задунайских казаков в обороне Измаила: гарнизон крепости был турецким. Но чем же хотели похвалиться авторы фильма? Ведь и гордиться оборонявшимся-то особо нечем! – Измаил был блистательно взят великим Суворовым. Кстати, в составе его войск были и казаки – только не задунайские, а верные Российской империи бывшие запорожские казаки, называвшиеся после 1787 г. черноморскими.

Когда начинаются финальные титры, диктор сообщает: «На месте Хаджибея был основан город». И точка. Зачем зрителю знать больше? Ведь город этот – Одесса, и основан он был русскими, по прямому указанию Екатерины Великой. Которая даже лично название придумала. И снимался злополучный «Хаджибей» на Одесской киностудии, созданной при советской власти. И в роли пьяного русского караульного солдата снялся одессит Жорик Делиев, окончивший ГИТИС и ставший известным благодаря «Маски-шоу» на советском телевидении.

Помните Жорика Делиева из Маски-шоу? Вот что с ним сделало украинское кино
Помните Жорика Делиева из Маски-шоу? Вот что с ним сделало украинское кино

Но нет, ведь авторы фильма хорошо всё помнят про Ханскую Украину, тюркский мир и лобызание руки турецкого хозяина – поэтому никаких лишних деталей, никакой Одессы. Фильм заканчивается тем, как казак Андрей зарубает захватившего Хаджибей русского генерала Морозова (хотя для полноты погружения в альтернативную историю мог бы зарубить и самого испанца Де Рибаса). А значит домохозяйки и необразованная молодёжь могут спать спокойно, посчитав что далее казаки жили долго и счастливо с турками безо всяких надоедливых русских.

Зарезал лихой казак генерала Морозова! Незалэжный хэппи энд!
Зарезал лихой казак генерала Морозова! Незалэжный хэппи энд!

И плевать, что в настоящей реальности русско-турецкую войну выиграла конечно Россия. Ведь кинолента «Последняя крепость: Хаджибей» не про историю – она про современную Украину и подаёт правильные примеры украинскому зрителю. В одной сцене тщедушный грузин признаётся своей возлюбленной:

– Гей, дівчина, хочеш в Європу?
– Гей, дівчина, хочеш в Європу?
«Мой отец в гробу бы перевернулся, узнай он о том, что я помогаю туркам. Но он бы обрадовался, узнав о том, что у нас будет новый дом и я смогу повезти тебя в Париж».

Вот в чём главный посыл! – хоть с чёртом лысым надо вступать в союз против русских, и за это потом гарной дивчине будут блага и поездка в великую Европу!!!

А в другом эпизоде тот же грузин с любимой дивчиной оглушили русского офицера. Состояние человека их интересует куда меньше, чем разбитый горшок с виноградной лозой – ещё бы, ведь этот человек русский. На вопрос «И что же теперь делать?» грузин отвечает:

– Он же преступник! Его нужно связать или убить!
– Он же преступник! Его нужно связать или убить!
«Он же преступник! Его нужно связать или убить!»

И это – эталонный образчик для подражания. Русские – они ведь как бы априори преступники. А значит их надо убивать и совершенно не переживать по этому поводу.

Не смотря на приличный бюджет и международное партнёрство, картина вышла весьма посредственной в художественном плане. Но зато правильной идеологически. Так что даже странно, что раскрутка обошлась всего тремя фестивальными победами. Недоработали турецкие и американские партнёры. Надо было Оскар выбить. Или Нобелевскую премию по истории. У них же там какие премии, такая и история.

Посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый фильму «Последняя крепость: Хаджибей».

Также можно прочитать нашу статью с разбором другого образчика украинского мифотворчества: фильма «Круты. 1918».