Мои заметки
Утреня Великой пятницы
Когда-то давно, я искренне думал, что утреня Великой пятницы служится утром в пятницу, каково же было мое разочарование, когда оказалось, что службу я пропустил. Было о чем горевать, эта служба как сокровище, пропустил значит потерял. Первое же евангельское чтение утрени потрясает. Можно на каждую фразу Спасителя писать книгу, так много всего и так глубоко. Признаться, я даже потом часто слушал этот отрывок и читал, в нем особая любовь к ученикам, и к нам, конечно, в их числе. Христос как бы прощается с ними, но при этом, утешает и ободряет, успокаивает и предостерегает. В Его словах такая любовь, от которой сердце трепещет.
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» После этих слов трудно сказать, чьи мы ученики. Да и в чем новая заповедь, почему новая? Любовь к друзьям совсем не нова. Но тут речь о настоящей любви, которую Господь предсказывает. Через несколько часов эта Любовь будет на Кресте. Вот уж действительно, о такой Любви раньше не слыхали.
И вот мы уже идем с учениками в на берег Кедронского потока, уже руки нечестивых взяли Спасителя, уже архиереи, старцы и книжники собрались на Господа, уже Пилат отдает Сына Божьего на смерть. Душа разрывается и умиляется, страдает и радуется о спасении всех людей. Вот уже прибивают руки беззаконных длани Господни ко Кресту. И слышатся слова Учителя, Господи не ведают что творят, отпусти им! Вот уж Любовь выше жизни, и конечно больше всякой смерти, даже самой страшной и позорной. А с высоты слышится снова голос Бога, Се сын Твой, се Мати твоя!
Затихли последние шаги стражников, Гроб запечатан печатью и выставлена стража. Мир замер. Тишина водворилась. Время остановилось, как солнце над Божественным Страдальцем. В руках горят свечи. Мир во тьме. Бог умер. Как все промыслительно и уместно. А внутри светло и тепло. Да и как может быть иначе, когда мы видели Такую Любовь на Кресте. Господи дай сил понять и принять Твою тихую радость!