Об осуждении Господа на смерть, о Его крестных страданиях и смертном часе мы слышим во всех песнопениях и молитвословиях этого дня, внимая словам Его молитвы в Гефсиманском саду, становясь свидетелями несправедливого судилища и помилования разбойника взамен Невинного, вместе с другими вставая у Креста Спасителя на Голгофе.
Кроме службы Двенадцати Евангелий, в пятницу совершаются великие (Царские) часы с чтением Апостола и Евангелия, а также великая вечерня с малым повечерием. В день, когда Самим Спасителем за весь человеческий род была принесена Голгофская Жертва на Кресте, литургию не служат.
В богослужебной практике Православной Церкви в Великий Пяток:
• Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными.
• Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». На малом повечерии читается канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы». Подробнее о выносе Плащаницы в Великую пятницу.
• Вечером совершается утреня Великой субботы с чином погребения Плащаницы. Иногда чин погребения Плащаницы совершают ночью. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже...».
Вся тварь изменяшеся страхом, / зрящи Тя на Кресте висима, Христе: / солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, / вся сострадаху Создавшему вся. / Волею нас ради претерпевый / Господи, слава Тебе.
От страха всё творенье изменилось,
Тебя, Христос, висящим видя на Кресте:
И солнце омрачалось, и земли
Все основания поколебались:
Всё сострадало Создавшему всё.
За нас всё добровольно претерпевший,
Господи, слава Тебе!
Людие злочестивии и беззаконнии, / вскую поучаются тщетным? / Вскую Живота всех на смерть осудиша? / Велие чудо, / яко Создатель мира в руки беззаконных предается, / и на древо возвышается Человеколюбец, / да яже во аде узники свободит, зовущия: / Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Народ и нечестивый и преступный
Напрасное замыслил для чего?
Жизнь всех зачем на смерть он осуждает?
Как чудо велико: Творец вселенной — и в руки беззаконных отдаётся,
На Древо всходит Человеколюбец,
Чтоб дать свободу узникам во аде,
Взывающим: « О Долготерпеливый
Господи, слава Тебе!»
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, / на Кресте Слове возвышаема, / рыдающи матернею утробою, / уязвляшеся сердцем горце, / и стенящи болезненно из глубины души, / лице со власы терзающи. / Темже и перси биющи, взываше жалостно: / увы Мне, Божественное Чадо! / Увы Мне, Свете мира! / Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? / Темже воинства безплотных, / трепетом содержими бяху, глаголюще: / Непостижиме Господи, слава Тебе.
Тебя сегодня Дева Непорочная, увидев на кресте висящим, Слово,
Терзалась горько материнским сердцем
И всей душой мучительно стенала,
Лицо и волосы терзала, сокрушаясь.
Себя, в грудь ударяя, восклицала:
«Увы Мне, о Божественное Чадо!
Увы, Свет мира!» - жалостно взывала.
Что скрылся с глаз Моих Ты, Агнец Божий?"
От этого и воинства бесплотных,
Охваченные страхом, воспевали:
«Непостижимый Господи, слава Тебе!»
На древе видящи висима, Христе, / Тебе всех Зиждителя и Бога, / безсеменно Рождшая Тя вопияше горько: / Сыне Мой, где доброта зайде зрака Твоего? / Не терплю зрети Тя неправедно распинаема. / Потщися убо, востани, яко да вижу и Аз / Твое из мертвых тридневное Воскресение.
Тебя, Христос, Создателя и Бога,
На Дереве висящим увидав,
Без семени Родившая Тебя
Взывала горько:
«О Мой Сын, куда сокрылась
Твоя краса? Я не перенесу
Тебя распятым видеть без вины!
О поспеши же, и скорей восстань,
Чтоб Я смогла увидеть Воскресение
Твоё из мертвых в светлый третий день!
Днесь Владыка твари предстоит Пилату, / и Кресту предается Зиждитель всех, / яко агнец приводимь Своею волею: / гвоздьми пригвождается, и в ребра прободается, / и губою напояется манну одождивый, / по ланите заушается Избавитель мира, / и от Своих раб поругается Создатель всех. / О Владычняго Человеколюбия! / О распинающих моляше Своего Отца, глаголя: Отче, / остави им грех сей: / не ведят бо беззаконнии, / что неправедное содевают.
В сей день всего творения Владыка
Стоит перед Пилатом, и Кресту
Творец всего сегодня предаётся,
Приходит добровольно, словно агнец,
Гвоздями пригвождается и в рёбра пронзается,
И к губке приникает, чтоб пить —
Дождём проливший манну;
Бьют по щекам Того, Кто мир искупит,
Создатель терпит надругательства рабов Своих.
О человеколюбие Владыки!
За распинающих молил Он Своего Отца,
Взывая: «Не вмени греха им, Отче,
Неведенье – причина беззакония!»
Перевод Екатерины Макалец