Сейчас имя этого отважного человека во многом забыто, но в 1943 году после форсирования Днепра оно так громко прозвучало на всю страну, что не знал Денисенко только глухой и ленивый. К тому же Михаила Ивановича сейчас, наверное, можно было бы считать одним из отцов отечественных воздушно-десантных войск, наряду с легендарным генералом Василием Маргеловым. Если бы…
Есть такое призвание – военный
Михаил Иванович родился в 1899 году в бедной многодетной крестьянской украинской семье в селе Тимченки Харьковской губернии. Чуть позже семья Денисенко перебралась в соседний поселок Недригайлов, где надеялась на более богатую жизнь. Однако надежды не оправдались. Михаила Денисенко ждала либо судьба наёмного безземельного крестьянина батрака, либо пролетария. Он выбрал второе, в 16 лет отправившись работать путейщиком на железнодорожную станцию соседнего городка Лебедин.
Именно в этом городе он в 1919 году и попал в Красную Армию. Нужно честно сказать, что на тот момент Михаил Иванович не видел себя военным и оказался в рядах вооруженных сил не добровольно, как многие военачальники, а по призыву. Однако год сражений на фронтах гражданской войны в Украине (главным образом против армии Деникина) превратили его в убеждённого коммуниста и военного, о карьере которого он и не мечтал никогда. В 1920 году Михаил вступил в партию большевиков и уже через несколько месяцев был 20-летним ротным политруком в частях, в которых служил. Боевой и управленческий опыт, полученный в боях против соединений Петлюры, Пилсудского и Врангеля, окончательно убедил Денисенко в том, что военное дело – его призвание.
На Аульском плацдарме
После гражданской войны были пехотные курсы, пехотная школа, а в1927 году он стал выпускником ленинградских военно-политических курсов, Войну 42-летний офицер встретил уже полковником на Дальнем Востоке, где был командиром одной из первой в стране воздушно-десантной бригады, до этого побывав в шкуре начальника штаба Дальневосточной армии и командиром полков.
На фронтах Великой Отечественной оказался с августа 1942 года, когда его подопечных дальневосточных десантников перекинули в Москву. Специального снаряжения, как и чёткого понимания роли ВДВ, тогда ещё не существовало, и десантный корпус быстро преобразовали в 36-ю стрелковую дивизию.
Во главе этой дивизии Денисенко принимал участие в Сталинградской битве, оборонял волжский город с юго-западного направления. Насколько успешно он это делал, говорит тот факт, что в современном Волгограде есть улица Денисенко.
Затем было окружение армии Паулюса и отражение контратаки армии Манштейна на родной Харьковщине. Однако известность и славу Денисенко принесло форсирование Днепра в конце сентября 1943 года.
В ночь на 26 сентября передовой отряд дивизии при непосредственном участии комдива настолько скрытно переправился через реку у села Сошиновка, что немцы обнаружили противника заоравшего «ура» уже у себя в окопах. Чуть позже столь же стремительно была освобождена Сошиновка. Враг даже не успел ни сдаться, ни бежать, а был практически полностью уничтожен. При этом были захвачены несколько артиллерийских орудий и миномётов, а также склад боеприпасов, что очень пригодилось нашим войскам. 26 сентября за весь день дивизия Денисенко отбила восемь атак, а потом ещё и расширила Аульский (название по крупнейшему селу в районе – Аулы) плацдарм, что позволило возвести у Сошиновки понтонный мост для переправы артиллерии и танков.
Значение действий Денисенко было столь велико, что в декабре 1943 года ему было присвоено звание Героя СССР, а звезду Героя он получил ещё и вместе с орденом Ленина. Дополнило награждение и звание генерал-майора.
Закончил войну Михаил Иванович не в Берлине, а успешно руководя 105-й гвардейской дивизией при освобождении Праги и Вены.
Роковой зорок
После окончания Великой Отечественной Денисенко был одним из тех, на кого было возложено создание боеспособных военно-воздушных войск. Понятно, что попытки их создания предпринимались ещё в 1930-е годы, но нехватка знаний, отсутствие концепции и специального снаряжения привело к тому, что дальше слов дело так и не дошло.
Такие люди как Денисенко и его близкий товарищ по обороне Сталинграда генерал Василий Маргелов, который в 1942 году на Волге командовал своими соединениями в соседстве с денисенковскими, должны были реально создать советские ВДВ. В 1946 году коллеги были переведены из пехоты в соединения этого рода войск. После курсов повышения квалификации в Военной академии имени Фрунзе Денисенко стал командиром десантной дивизии в Белоруссии, а Маргелов – командующим ВДВ СССР.
И Денисенко, и Маргелов были боевыми офицерами. Не изменило их и получение генеральских званий: оба тяготились работой в штабе, оба стремились в горячие точки. Оттого у Денисенко, например, была слава «излишне храброго» командира. Ему часто говорили, что правильнее было бы командиру дивизии находиться не на переднем крае вместе с наступающими бойцами, как это делал Денисенко, а сидеть в штабе и оттуда руководить войсками. Впрочем, похоже что, успех на Аульском плацдарме состоялся только благодаря боевой удали Денисенко. Он мгновенно мог реагировать на угрозы и ошибки противника.
Поэтому неудивительно, что и Маргелов, и Денисенко не представляли себя в ролях чистых теоретиков. В кабинете у первого оба дали друг другу обещание – лично сделать по шесть прыжков с парашютом. Хотя для генералов дело это совсем не обязательное. Маргелов его выполнил, хотя дважды ломал ноги при приземлении. А вот для Михаила Ивановича третий прыжок окончился трагически – генерал погиб. Василий Филиппович тяжело переживал гибель близкого друга и с двойным усердием продолжил начатое ими вместе дело – создание Аоздушно-Десантных Войск.