Найти тему
Armen

Неужели эту станцию Московского метро построили по просьбе одного человека

С какими трудностями столкнулись во время строительства станции? Какой спор случился между архитекторами? Правда ли, что конструкцию станции утвердили только с третьего раза? Какой она планировалась изначально? В чём идея витражей на пилонах и в торце платформы? Что и даже кого на них можно увидеть, если приглядеться? А также - возможно ли, чтобы станцию метро в Москве строили по просьбе конкретного человека? И почему один их архитекторов позже с грустью вспоминал работу над этим проектом? Об этом и не только расскажу сегодня.

Не надейся на технику

Станция "Цветной бульвар" открылась 31 декабря 1988 года в составе нового участка Серпуховско-Тимирязевской линии. На тот момент второй части названия ещё не было: одноимённую платформу пока не построили. Так что линию указывали на картах просто как Серпуховскую. Станция "Цветной бульвар" находилась на введённом вместе с ней в эксплуатацию отрезке "Чеховская" - "Савёловская". Как и на других участках здесь имелись свои проблемы и особенности.

Схема Московского метро 1989 года. На ней уже есть новые станции. Линия пока называется просто Серпуховской. С сайта www.metro.ru.

Для прокладки тоннелей применили горнопроходческий комплекс под названием КТ5,6-Д2 (может, кто-то его даже вспомнит из строителей метро). На машину возлагали большие надежды. Однако ей не удалось их оправдать. Бесконечные поломки стали причиной частых остановок работ и отставания от графика. Несмотря на это у бригад получалось проходить по 34-35 метров тоннеля в месяц.

-2
-3
-4

Строительство наклонного хода на станции. Из журнала "Метрострой" за 1988 года (№8). Глубина заложения "Цветного бульвара" 50 метров.

Больше всего сложностей возникло при сооружении наклонного хода с эскалаторами на поверхность. Во-первых, пришлось применить технологию заморозки грунта. Во-вторых, наземный вестибюль нужно было встроить в административное здание, которое в то время ещё только возводили (Цветной бульвар, 17). Для этого требовались особые нетиповые конструкции. К счастью, инженеры вместе с рабочими смогли успешно справиться со всеми трудностями.

Архитектурные баталии

Проект "Цветного бульвара" создавали архитекторы Римидалв Погребной и Владимир Филиппов. Однако единства между ними не было. Разногласия возникли, например, из-за освещения. Второй зодчий желал установить в центральном зале бра. Погребной же хотел скрыть все светильники за стеклом (как на "Сухаревской"). Сам архитектор потом вспоминал, что настаивал на этом, потому что технология позволила бы защитить лампы от пыли и грязи. Но полностью отстоять свою точку зрения, по его словам, не удалось.

-5

Карнизы с освещением на станции "Цветной бульвар". Тут оттенки несколько изменены. В реальности не так ярко всё, 2020. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Кроме того, Погребной отмечал, что первые проекты предусматривали два кривых световода в начале и конце платформы. Насколько я понял, это такие объёмные конструкции плавных форм. Их подвешивали на сводах, а внутри уже размещали лампочки. Если я ошибаюсь, можете в комментариях объяснить, как правильно. В итоге с освещением всё вышло так: никаких бра на станции не появилось. Лампочки спрятали за карнизом из матового стекла, но частично. Если посмотрите снизу, то светильники можно хорошо разглядеть. Сверху всё оформлено также. Дополнительные лампы разместили в нишах между пилонами. Но они вообще никак не украшены.

-6
-7

Светильник в проёме между пилонов. Здесь же можно рассмотреть оформление путевой стены, 2020. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Проблемы возникли не только с оформлением, но и с выбором самой конструкции платформы. Изначально её хотели сделать колонной. Потом решили, что станция будет с небольшими пилонами (длиной 1,5 м). Между ними планировали организовать проходы шириной 3.75 м. Однако и этот вариант окончательным не стал. Всему виной большие объёмы строительства метро в Москве тех лет. Чтобы сэкономить материалы для других станций, длину пилонов на "Цветном бульваре" увеличили более чем в 4 раза.

Тайны оформления

Конечно, смотрелись такие огромные конструкции не совсем красиво. Чтобы расширить проходы хотя бы визуально, по краям пилонов сделали что-то вроде "гармошки". То есть сбоку конструкции сужались. Объяснять всё это долго и тяжело, поэтому посмотрите на фотографии, которая будет ниже. Для облицовки использовали очень популярную в Московском метро "Коелгу". Это такой сорт мрамора. Пол декорировали гранитом красного и розово-серого цветов. Своды характерны для столичных станций конца 1980-х, а потом и 1990-х годов.

-8
-9

Рельефное оформление краёв пилонов. На самом деле, декор - это отсылка к форгангу (цирковым кулисам). Фото 2020 года, отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Как я упоминал выше, светильники на станции частично спрятали под карниз из молочного стекла. Его разбавили маленькими витражами над пилонами. Чтобы их сделать, в Союзе художников даже провели конкурс. Его победителем стал Владимир Каленский. Правда его изначальные идеи являлись несколько другими. Он хотел оформить карнизы витражами зелёного цвета. Но в Главном архитектурно-планировочном управлении Москомархитектуры этот вариант не утвердили. В итоге появились скромные по размерам витражи, которые мы видим сейчас.

-10
-11

Витражи на станции "Цветной бульвар" в 1988 году. С сайта www.pastvu.com.

Их сделали из разноцветного стекла. На композициях просматриваются кроны деревьев, зелень и цветы. Идея состояла в том, чтобы отразить название бульвара. Пассажир, идя по центральному залу, словно совершал прогулку по одноимённой улице на поверхности. Такие же витражи, но ещё меньшего размера, сделали со стороны боковых платформ. В торце станции разместили огромное панно. Его выполнили в той же технике. Но там вы можете увидеть ещё и лица клоунов Олега Попова, Михаила Румянцева ("Карандаш") и Юрия Никулина.

-12
-13

Попов, Румянцев и Никулин располагаются по центру витража. По бокам представители разных цирковых профессий, 2020. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com.

Также справа и слева от них расположили представителей других цирковых профессий: дрессировщиков, эквилибристов (равновесие на неустойчивых поверхностях), силачей, вольтижировщиков (работают с лошадями). Существует легенда, что "Цветной бульвар" построили по личной просьбе Юрия Никулина. Видимо, чтобы до цирка людям было удобнее добираться. Однако трудно сказать, насколько эта информация правдива. Её рассказывали на экспозиции нереализованных проектов станций Московского метро в 2011 году. Сложно представить, чтобы ради просьбы одного, пусть и очень уважаемого человека, могли потратить огромное количество денег на незапланированную станцию. В более ранних проектных схемах есть "Трубная". Но где конкретно её хотели расположить (на месте современной или же ближе к цирку) непонятно.

Не имели отношения

Путевые стены станции отделали кремовым мрамором. Цоколь серо-чёрным гранитом. Название выложили крупными объёмными буквами. В интернете можно встретить информацию, что изначально станцию хотели назвать "Трубная площадь". Однако вряд ли это правда. Перспективные планы метро таких данных не содержат. Кроме того, в литературе 1988 года уже писали, что на "Цветном бульваре" планировался переход на продлённую в будущем Люблинскую линию. Её станция должна была как раз находиться под Трубной площадью. Собственно в 2007 году переход открыли вместе с новой платформой.

-14

Станция "Цветной бульвар", 2020. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Римидалв Погребной в своих воспоминаниях говорил об этой станции даже с какой-то горечью. По его мнению, в проектирование и строительство вмешивалось так много людей, что от их с Филипповым изначальных идей почти ничего не осталось. Оформление пилонов Погребному казалось неудачным, а витражи со стороны боковых платформ - неоправданно крошечными. Если абстрагироваться от мнения архитектора, станцию нельзя назвать страшной или плохой. Она вписывается в архитектурную моду того времени. Находится на стыке более старого советского наследия и надвигавшейся моды 1990-х с её необычными материалами и декоративными решениями.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!